Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Древние храмы и памятники архитектуры гибнут в России: кто виноват

Редакция «ФедералПресс» / Антонина Тихомирова
Москва
6 ДЕКАБРЯ, 2021

Сотни памятников архитектуры в регионах России находятся в аварийном состоянии. Особенно остро стоит вопрос в глубинке с памятниками местного значения – из-за отсутствия бюджетных средств на реставрацию и единой программы обращения с ними. После того, как сохранение культурного наследия стало целиком головной болью регионов, проблема приобрела критический масштаб. В ней решил разобраться «ФедералПресс»

Региональная головная боль

Поручения президента о сохранении памятников истории и культуры давались регионам дважды: в 2014 и 2019 году. Тем не менее можно констатировать, что оные как не выполнялись, так не выполняются. И зачастую очень непросто судить за это региональную власть. Большое количество областей имеют дотационный бюджет. И, как это ни печально, не считают памятники проблемой номер один. Ряд экспертов полагает, что спасти ситуацию может создание федеральной структуры, которая будет курировать состояние памятников и финансировать проведение реставрационных работ.

Историко-культурное наследие – это фундамент устойчивости всей страны, считает первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев.

«Но, к сожалению, реставрация памятников часто делается исключительно для пиара, чтобы показать в СМИ заботу чиновников о культурном наследии. Новоиерусалимский монастырь, Троице-Сергиева Лавра – эти объекты посещает президент, министры, что привлекательно и для инвесторов. В год 800-летия Александра Невского была в очередной раз отреставрирована Александра-Невская лавра. На этом в юбилейный год была поставлена точка – ни один храм на родине Александра Невского в древнем Переяславль-Залесском не был ни восстановлен, ни законсервирован», – рассказал депутат.

Руины по 15 миллионов

Вятка, Кировская область, древний край с многовековой историей. Город был основан в 1181 году первыми русскими переселенцами, заселявшими Вятский край. Красивейшая историческая застройка известнейших архитекторов приходит в упадок. Ситуация в Кировской области с историческими зданиями не просто плачевная – она аховая, рассказал координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов. Церкви и здания по проектам архитектора Чарушина просто разваливаются на глазах. Анатолий – не единственный предприниматель, который хотел бы помочь в спасении исторических зданий Вятки. Но количество препон со стороны властей делает это желание непреодолимым.

«3 года назад мы искали здание для редакции издательства «7х7», чтобы купить и отреставрировать, – рассказал общественник. – Рассматривали 2 объекта: легендарный самый старый дом Вятки – дом Аверкия Перминова – и еще один старинный деревянный двухэтажный дом, тоже имеющий свою историю, важную для края. Администрация предложила купить дом Перминова за 11 миллионов, плюс самим решать вопрос с расселением жильцов незаконно надстроенного третьего этажа. А деревянный мы могли приобрести за 5 миллионов за здание и 10 за землю. 15 миллионов за двухэтажную разрушенную деревяшку мы платить были не готовы. Как итог – сейчас здание не подлежит реставрации, жильцы выселены, здание разрушено, а строить на этом месте ничего нельзя».

Как видим по необъяснимой причине, запущенная в стране программа «Дом за рубль», когда власти на местах вправе выставить старинные постройки на аукцион по программе сдачи в аренду за 1 рубль в год, не срабатывает. Хотя взамен арендатор мог бы привести за свой счет памятник архитектуры в порядок.

«На текущий момент в Кирове требуют ремонта старейшие гражданские постройки середины XVIII века, – рассказал кандидат исторических наук, организатор экскурсий «Пешком по Вятке» Антон Касанов. – Многие из этих зданий несколько раз горели, их покинула значительная часть жильцов, какие-то из домов стоят годами пустыми и медленно разрушаются. Часто реставрация и ремонт невозможны из-за того, что слишком медленно идет процесс расселения жильцов из аварийных домов».

Купить, чтобы спасти

Координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов купил здание неработающей водонапорной башни 1913 года постройки в пригороде Кирова, городе Слободском, чтобы защитить его отсноса.

Он часто ездил в Слободской, заприметил круглое здание красного кирпича. Узнал, что это водонапорная башня постройки архитектора Чарушина. И совершенно случайно выяснилось, что здание это продается по цене, которую активист в состоянии осилить – 600 тысяч рублей. Занял у друзей, собрали и купили. Здание находилось в совершенно плачевном состоянии.

«Если б я хотел купить какой-то дом с коммерческой целью – это точно не та история. Разрушенный фасад, внутри голые бетонные перекрытия. Но мне захотелось стать частью истории, оставить о себе хорошую память потомкам как о человеке, который спас одно из зданий Чарушина», – рассказал активист.

По стопам Курбатова пошел еще один кировчанин Денис Пасынков – он купил в этом году с целью сохранения вековой давности «Огнетовский замок» в глубинке Вятского края в Яранском районе. Дом построен по уникальной технологии в год изготовления первых кирпичей, а мезонин оформлен в древневосточном стиле.

Трагедия Русского Севера

Сотни миллионов рублей в очередной раз выделены на реставрацию Новодевичьего монастыря, где каждый сантиметр уже несколько раз отреставрирован, но ничего не выделено на десятки объектов деревянного зодчества Русского Севера, подчеркнул депутат Государственной Думы Николай Бурляев. Он рассказал, что добровольцы пытаются что-то сделать – где крышу подлатают, где бревно подопрут, но это не спасет трагического положения. Необходимо государственное решение вопроса.

Депутат Законодательного собрания Республики Карелия Ирина Петеляева подтвердила, что деревянные исторические постройки на севере находятся под угрозой. Выхватываются точечные проблемы. Удалось сохранить и восстановить Успенский собор в Кеми. Но это капля в море. Из 4700 культурно-исторических объектов Русского Севера почти половина – это деревянное зодчество. Памятники архитектуры оказались на грани исчезновения.

«Вопрос некомпетентности подрядчиков и реставраторов может помочь решить единый федеральный орган. Это преступление отдавать проект тому, кто предложил меньшую цену», – подчеркнула региональный депутат.

Уже третий год ездит с экспедициями журналист, исследователь Русского Севера Екатерина Аркалова. По ее словам, с 80-х годов прошлого века число деревянных храмов Русского Севера никто не считал. Недавно это попытались сделать волонтеры проекта «Общее Дело» – они сравнили количество храмов в 1917 и 2019 году и посчитали утраты за столетие. В республике Коми количество храмов и памятников сократилось с 93 до 38, в Карелии – с 238 до 58, в Вологодской области – с 294 до 69, в Архангельской – с 614 до 225. Из тех храмов, что сохранилось, в аварийном состоянии – 43 %, им грозит гибель в течение ближайших пяти лет.

«Утраты исполинские, на Севере нет ни одного похожего на другой храма, все – уникальные памятники деревянного зодчества, – рассказывает Екатерина. – Они гибнут сотнями. Притом, что на многих храмах висят давным-давно проржавевшие таблички «Охраняется государством», «Является памятником культурного наследия». Стоят они десятилетиями и осыпаются в труху. Да только «кто ж его спасет – он же памятник».

По рассказам исследователя Севера, иногда случается чудо и появляются спонсоры – храмы консервируют, но не восстанавливают – ведь «памятник охраняется государством» и ничего, кроме как подлатать, чтобы не упал, делать нельзя, инициатива будет наказуема. Но только вот почему, например, Норвегия, Финляндия, Швеция при всей тотальной урбанизации, гедонизме и в чем там еще их обвиняют, сохранили памятники, в том числе как музеи, под открытым небом? Там есть на это политическая воля. У нас ее нет.

Фото: личный архив Екатерины Аркаловой иАлександра Голышева