Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Деприватизация «Кучуксульфата»: удастся ли заводчанам в суде доказать очевидное?

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Медведева
Алтайский край
17 ДЕКАБРЯ, 2021

15 декабря в Арбитражном суде Алтайского края состоялось очередное заседание по резонансному делу «Кучуксульфата». Прокуроры снова озвучили требования нынешним владельцам предприятия: передать 80 % акций государству. При этом представители генпрокуратуры признают незаконной приватизацию, которая прошла больше 30 лет назад, но не оспаривают ее. Претензии к заводу выдвигают не в первый раз. На протяжении четырех лет там провели около ста проверок со стороны налоговой службы, Росприроднадзора, МВД, прокуратуры и других надзорных органов. О том, как прошло второе судебное заседание по делу и какие акции планируются в поддержку предприятия, – в материале «ФедералПресс».

Запутанное дело

15 декабря в краевом арбитражном суде рассмотрели иск генеральной прокуратуры к акционерам предприятия «Кучуксульфат». Основные требования – признать приватизацию, которая прошла в начале 90-х, незаконной и передать акции компании в пользу государства. При этом истцы не имеют претензий к первым собственникам завода – простым рабочим, которые впоследствии продали ценные бумаги нынешним владельцам.

«Генпрокуратура просит восстановить контроль над госпредприятием, которое выбыло из собственности РФ без его воли безвозмездно», – отметили представители генпрократуры на заседании.

Главный аргумент истцов – государство не знало, что приватизация состоялась. Представители предприятия недоумевают, почему иск инициирован именно сейчас, хотя процедура прошла 30 лет назад с соблюдением законодательства. При этом по закону срок исковой давности составляет три года и начинается с момента, когда публично-правовое образование (в данном случае Российская Федерация) в лице любого из своих органов узнало или должно было узнать о допущенных нарушениях.

«Мы, АО «Кучуксульфат», представили документы, которые подтверждают, что государство на всем протяжении процесса приватизации не только знало, что она происходит, но и участвовало в этом процессе, принимало решения. В частности, краевой комитет по управлению государственным имуществом, имея функции территориального агентства Госкомимущества, не только давал разрешение на процесс приватизации, но и принимал последовательные решения, утверждал план приватизации, формировал уставной капитал. Следующим этапом была продажа акций, которые принадлежат государству. В этот момент краевой фонд управления имуществом, имея функции федерального органа, продал акции, обладая на то полномочиями. Договор мы представили в материалы дела. Позиция ответчиков и АО говорит о том, что срок исковой данности пропущен», – отметил представитель АО «Кучуксульфат» Алексей Аржанников.

О том, что приватизация прошла без нарушений закона, говорят и неоднократные проверки на предприятии, которые инициировали прокуроры в 90-х годах. Все они не выявили нарушений. Вместе с тем процедура была публичной – сведения и объявления о приватизации завода публиковали в 1993–1994 годах в местных СМИ, а созданное затем общество на протяжении 29 лет было и остается открытым участником гражданского оборота и постоянно взаимодействует с госорганами. В судебной практике попытки отозвать в пользу государства приватизированное много лет назад имущество пресекаются, так как по закону уполномоченные госорганы должны контролировать, как используется госимущество, и в пределах трехлетнего срока проводить проверку его использования и сохранности.

При этом остается неясным, почему претензии по приватизации предъявляют нынешним акционерам, хотя приватизировали не они.

«То, что представители прокуратуры предъявляют претензии к нынешним владельцам, но не оспаривают процесс приватизации в 90-е годы, удивительно и может возыметь эффект разорвавшейся бомбы. Ведь такой подход можно применить к любому приватизированному предприятию. Мы докажем, что приватизацию провели по закону и никаких нарушений не было. Текущие акционеры – законные собственники», – прокомментировал по итогам заседания ситуацию Аржанников.

Еще один факт, который выглядит нелогичным. Прокуратура считает, что Алтайский комитет имущества не имел права осуществлять приватизацию. Получается, что краевые чиновники того времени, отвечающие за государственное имущество, превысили свои полномочия. А это уже подсудное дело. Но никакого уголовного преследования в отношении тогдашнего председателя комитета по управлению государственным имуществом Алтайского края, господина Потапова, со стороны Генеральной прокуратуры нет. Председатели фонда имущества Алтайского края 90-ых Баштавой и Ященко тоже на свободе. Хотя, как говорят юристы, было бы логично сначала наказать виновных в незаконной приватизации, а потом возвращать предприятие. Но Генеральная прокуратура требует только акции. И дело тут не в торжестве закона или поиске справедливости, уверены ответчики.

Многолетний прессинг

По словам представителей предприятия, до суда на завод оказывали административное давление на протяжении четырех лет. За это время там прошло около сотни регулярных проверок, поступило порядка трехсот запросов от различных региональных и федеральных ведомств, по результатам которых не удалось выявить никаких серьезных нарушений. Также с 2017 года, по словам представителей «Кучуксульфата», действующих акционеров вынуждали продать свои активы.

Приватизация «Кучуксульфата» прошла больше 30 лет назад. В 1992 году акции Кучукского сульфатного завода распределили между его работниками. К концу десятилетия предприятие находилось в упадке, а объемы реализации продукции снизились катастрофически. Нынешние владельцы пришли на завод в 1999 году и выкупили ценные бумаги у прежних собственников. Они инвестировали огромные средства в возрождение завода, фактически заново отстроили производство. С тех пор «Кучуксульфат» нарастил мощности в 2,5 раза, выплата налогов предприятия увеличилась с 40 миллионов до 1,7 миллиарда. В 2021 году на заводе завершают строительство ТЭЦ общей стоимостью около четырех миллиардов рублей.

Сейчас «Кучуксульфат» имеет огромное значение для местных жителей. Он дает работу для 1 251 человека. Организация несколько раз становилось победителем краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», последний выиграли в 2021 году. Средняя зарплата здесь – 53 913 рублей, что вдвое выше, чем в среднем по Алтайскому краю.

Много средств и сил вкладывает предприятие и в развитие социальной инфраструктуры на территории присутствия – в Степном озере и Благовещенском районе. Только в 2016 году на эти цели направили больше 260 миллионов рублей. Но существующее давление провоцирует напряжение в обществе. Партнеры сокращают закупки на фоне судебных разбирательств, из-за чего падает прибыль, а как следствие, и налоги.

На кону – судьба района

Если иск прокуратуры удовлетворят, то можно ставить под сомнение приватизацию гораздо более крупных и более значимых предприятий страны, которые переходили в частные руки так же, как и алтайский производитель сульфата натрия. Эксперты видят в ситуации с «Кучуксульфатом» тревожный сигнал для бизнеса страны. Ведь подобный прецедент может угрожать всему инвестиционному климату России – под угрозой оказалось существование целого успешного предприятия.

Местные жители тоже обеспокоены ситуацией, так как боятся потерять работу и лишиться источников дохода. Также люди опасаются, что при таком развитии событий в поселке ухудшится качество жизни. Ничего хорошего от деприватизации, которую считают криминальной, они не ждут.

«Я много лет работаю на предприятии. Вместе с другими работниками я был первым акционером, и если иск прокуратуры будет удовлетворен, он коснется нас напрямую. Коллектив предприятия переживает по данному поводу, просто обескуражен тем, что спустя 30 лет после того, как предприятие было акционировано, творится такое. Считаем, что акционеры действуют на законных основаниях. А последние события – продолжение истории, которая длится с 2017 года. Четыре года подряд на заводе наблюдали административный прессинг, постоянные проверки. Во время них предлагали продать активы и угрожали, что в случае отказа нами займется прокуратура. Считаем, что это звенья одной цепи – разными методами рейдеры пытаются изъять акции. Мы постоянно находимся в напряженном климате, хотя ни одного нарушения налоговая и другие органы так и не нашли – мы законопослушное предприятие», – поделился своими переживаниями работник АО «Кучуксульфат» Владимир Ермолов.

По мнению заводчан, в регионе есть десятки предприятий – жертв неудачной приватизации, в результате которой заводы стали банкротами, технологии утеряны, а люди лишились работы и доходов. Работники «Кучуксульфата» боятся за свое благосостояние и судьбу близких.

«У нас очень успешное предприятие. Люди не хотят ничего менять и переживают, но пока ничего не понятно. Мы устраиваем митинги, на которых пытаемся выяснить – куда мы идем и к чему все приведет. Пишем письма президенту, надеемся, что пройдем через эту чиновничью волокиту и наши призывы услышит Владимир Путин», – заключил Ермолов.

На следующий день после слушаний, 16 декабря, акция протеста прошла в Степном озере, 17 декабря – в районном центре Благовещенка. Мероприятия организовали с соблюдением всех ограничительных норм из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. За дальнейшим развитием ситуации следят корреспонденты «ФедералПресс».

Фото, видео: ФедералПресс / Всеволод Клещев