Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Сахалинская область
27 ДЕКАБРЯ, 2022
Госдума этой зимой рассмотрит проект закона «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», климатический эксперимент, если коротко. Что изменится в регионе, зачем этот эксперимент вообще нужен и что дальше ― в материале «ФедералПресс».
В 2021 году Организация объединенных наций провела конференцию по изменению климата. Главный итог: страны должны в ближайшее время отказаться от угля в энергетике, снизить добычу нефти и прийти к углеродной нейтральности. Ситуация с экологией в мире уже плачевная: вот некоторые данные.
В мире, по данным Международной организации по миграции, в 2020 году было около 30 миллионов климатических мигрантов. Если ничего не изменится, от климата в 2030 году будут бежать 1,2 млрд человек.
Кроме того, по данным ООН, даже длительный карантин в большинстве стран из-за коронавируса не дал ожидаемого эффекта снижения объемов выброса углерода: уровни углекислого газа по-прежнему находятся на рекордно высоком уровне и продолжают повышаться. В истории человечества последние десять лет стали самыми теплыми, в октябре площадь арктического льда сократилась до рекордного значения, а пожары, засухи и ураганы стали нормой там, где их никогда не было.
«Наука говорит нам, что, если мы не обеспечим сокращение добычи ископаемых видов топлива на 6 процентов ежегодно с сегодняшнего дня и до 2030 года, положение еще более ухудшится. Вместо этого прогнозы указывают на ежегодный рост такой добычи на 2 процента», – говорится в обращении ООН.
Россия приняла решение бороться за экологию, сокращать углеродный след и менять законодательство. В прoекте закона о климатическом эксперименте, который приняла Госдума в первом чтении, предполагается введение инвентаризации и квотирования выбросов в региональных регулируемых организациях.
Первый регион для эксперимента – Сахалинская область. Во-первых, у региона ярко выраженная сырьевая экономика, во-вторых, это один из самых малонаселенных регионов. Все эти параметры упрощают эксперимент, чтобы потом этот опыт перенести на другие регионы с более сложной экономической структурой.
Главная задача – достичь углеродной нейтральности к 2025 году. Это значит, что количество выбросов углерода и количество поглощенного лесами углерода должно сравняться. Выбросы на территории региона, в основном, идут от производств, а также от автомобилей и мусорных свалок.
Ирина Поминова, руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок, объяснила, что климатическая программа в Сахалинской области опирается на девять приоритетных направлений.
«Это газификация, ВИЭ, управление отходами, энергоэффективность, низкоуглеродный транспорт, водородная энергетика, развитие технологий улавливания, использования и хранения углерода (CCUS) и управление лесами, в отдельное направление выделено городское хозяйство. По каждому направлению определены цели на 2025 год, когда в регионе должна быть достигнута углеродная нейтральность и ожидаемое сокращение выбросов парниковых газов от запланированных мер и действий», – объяснила представитель ЦСР.
Для достижения углеродной нейтральности в регионе до 2025 года завершат переход на газ: трубный газ и сжиженный газ пустят во все 135 котельных. Сейчас они работают на мазуте и угле. Также к концу эксперимента весь частный сектор на Сахалине также будет газифицирован.
«Активная работа в этом направлении уже ведется. Несколько лет назад уровень газификации островного региона составлял всего 14 процентов, сегодня – более 50 процентов», – уточнили в пресс-службе правительства Сахалинской области.
Занимаются и ликвидацией свалок, причем, работа идет уже давно. За прошлый год убрали 2500 незаконных свалок, в этом – более 650. Также внедряют раздельный сбор мусора, который позволит снизить выбросы углекислого газа за счет переработки, а не сжигания картона, пластика и стекла.
Третий аспект – перевод автомобилей на экологичное топливо. Пока ставку сделали на метан. В этом году в Сахалинской области, по данным РГ, около 2300 автомобилей ездят на газомоторном топливе, еще 30 % автобусов и 10 % сельхозтехники также переведены на метан. Правительство также занимается созданием инфраструктуры для электрокаров.
Ситуация с экологией на Сахалине сейчас, по оценке главы «Эковахты Сахалина» Дмитрия Лисицына, намного лучше, чем десять лет назад. Этому есть хорошее объяснение: перестали вырубать леса.
«На Сахалине идет существенный прирост деревьев. Благодаря тому, что до минимума сократилась лесозаготовительная отрасль, улучшается ситуация с лесами и реками, которые от них зависят. А реки от лесов на Сахалине зависят очень сильно, потому что у нас изрезанный рельеф, высокая влажность и самая плотная в России речная сеть. Плюс все реки – нерестовые для тихоокеанских лососей. Все эти факторы делают крайне важным состояние лесной среды», – объяснил эколог.
Еще одна причина улучшения экологии: отсутствие в регионе катастрофических лесных пожаров. Последний был в 1998 году. Экологи видят прямую связь между объемом рубок и количеством сгоревших гектаров леса: больше рубят – больше горит.
«В прошлом, когда лесозаготовительная отрасль была очень развита, с 20-х годов прошлого века до нулевых, случались регулярно катастрофические пожары, десятки тысяч гектаров леса выгорало. Лесная масса сейчас постоянно увеличивается и, соответственно, увеличивается поглощение углекислого газа. При этом, есть планы по началу лесозаготовки на севере региона. Если это произойдет, то экология получит огромный урон. От этого прoекта необходимо отказаться», – добавил Лисицын.
Ирина Поминова поделилась данными статистики, которую собрали перед стартом программы на Сахалине. По результатам последней инвентаризации 2021 года, основной вклад (95 % от 12,3 млн т CO2-экв.) в региональные выбросы в 2019 году вносил сектор «Энергетика», объединяющий выбросы от сжигания ископаемого топлива. При этом высока на Сахалине и поглощающая способность лесов, которая обеспечила поглощение почти в 11,9 млн т CO2-экв.
По ее мнению, надо продолжать политику минимизации лесозаготовок. Сахалин уникален, реки, лосось, изрезанный рельеф ― это делает лесозаготовки экологически вредными, после них лес восстанавливается значительно медленнее, чем в других регионах.
Из проблем, которые до сих пор есть в регионе, эколог отмечает угольную пыль в портовых городах от хранения и перегрузки угля и нефтяное загрязнение на севере острова.
Кроме того, Южно-Сахалинск регулярно входит в топ городов России с самым грязным воздухом. При этом, тут нет никакого промышленного производства, загрязняющего воздух. Это бытовые источники и автотранспорт.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com