Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Водный вопрос, валка леса и грязное море: топ-5 экоконфликтов Юга России

Редакция «ФедералПресс» / Андрей Решетов
Краснодарский край
11 ЯНВАРЯ, 2022

Ушедший 2021 год запомнился обострением социальных конфликтов на экологической почве. Недовольство проявлялось в разных формах почти во всех субъектах ЮФО и СКФО: среди проблем нерешаемый вопрос сбора отходов, загрязнение водоемов, вырубка зелени ради строительства. Какие конфликты в 2021 году были наиболее горячими – в материале «ФедералПресс»

Водный вопрос в Дагестане

Сразу в нескольких городах северокавказской республики возникали претензии к властям по сохранению чистоты и поддержанию жизни водоемов. Один из инцидентов произошел в марте прошлого года, когда администрация Дербента, по версии Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, допустила причинение вреда поверхностному водному объекту.

Информация об этом всплыла, когда надзорное ведомство подало соответствующий иск к администрации города и лаборатории техизмерений. Тогда ущерб был оценен, согласно документам, в 338 млн рублей. Также остро реагировали дагестанцы на ситуацию вокруг озера Ак-Гель, которое стало высыхать.

Для решения проблемы активисты устраивали акции, писали тексты, объясняя важность существования озера. В ответ на это власти разработали проект водопровода от канала им. Октябрьской революции до водоема. Финансирование проекта полностью обеспечили меценаты.

Сейчас власти Дагестана анонсировали продолжение работы по благоустройству озера Ак-Гель. В частности, речь идет о сносе незаконных построек, создание мастерплана территории, а после благоустройство и создание нового общественного пространства, рассказывал глава республики Сергей Меликов.

Лес преткновения

Значимый конфликт произошел вокруг вырубки в заповедном лесу Форос. По версии республиканских властей, она проводилась на законных основаниях для строительства санатория для детей. Чтобы остановить вырубку, активисты создали петицию президенту России Владимиру Путину.

Дополнительно они приложили ролик с главой Крыма Сергеем Аксеновым с места событий, где он говорит о якобы остановке всех строительных объектов в Ялте. Вскоре выяснилось, что обращение до Кремля не доходило. Об этом рассказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

«Я, честно говоря, не видел такого обращения, не слышал про него и первый раз сейчас от вас слышу. Мне не известно, чтобы эта тема докладывалась президенту», – рассказывал журналистам представитель лидера страны.

Уже к лету ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда депутат Госдумы Наталья Поклонская рассказала о возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки и повреждений деревьев.

«Кроме того, установлен факт незаконного изменения региональными органами власти Положения о парке, предусматривающего впоследствии возможность строительства и реконструкции в его границах без согласия Минприроды России», – рассказывала Поклонская.

Море нефти и грязи

Новости о загрязнении Черного моря в районе Новороссийска перестали быть редкостью. Во многом это связано с деятельностью компаний, расположенных в крупном транспортном центре. Так, одним из ответственных за загрязнение моря в 2021 году был признан Новороссийский морпорт – с него за это взыщут 3,6 млн рублей. Чтобы сделать это, Роспотребнадзор несколько раз доказывал вину в загрязнении.

Еще один инцидент с загрязнением Черного моря случился 7 августа, когда произошел разлив нефти на терминале Каспийского трубопроводного консорциума. Площадь нефтяного загрязнения составила около 80 квадратных километров, передавали СМИ.

Как позже рассказала вице-премьер Виктория Абрамченко, которая курирует экологическую ситуацию в стране, инцидент произошел из-за отсутствия должного ремонта объектов.

«То, что случилось на этом объекте, в основном связано с многолетней эксплуатацией данных сооружений без капитальных ремонтов. Сменился подрядчик в этом году, буквально в марте текущего года. А предыдущий, кто эксплуатировал, туда вообще не вкладывался», – объясняла Абрамченко.

Магистраль или парк: волгоградский кейс

Схватка за зеленую зону «Волго-Ахтубинская пойма» развернулась в Волгоградской области, где вскоре может пройти автомобильная дорога. Противодействуют решению властей экологи и активисты, которые даже организовывали палаточный городок, однако вскоре его разогнали представители властей и полицейские.

Председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев увидел в этом несоответствие, потому попросил генпрокурора Игоря Краснова проверить законность действий чиновников. Однако экологов больше волнует гибель животных и птиц, которые могут потерять ареалы обитания.

«Уже при строительных работах наносится определенный вред окружающей среде – из-за скопления дорожно-строительной техники и выбросов выхлопных газов. Также происходит нарушение почвенного покрова и вырубка деревьев при подъезде к строительству», – комментировала ситуацию председатель правления АНО «Равноправие» Наталья Соколова.

Свалки как часть города

Проблема утилизации твердых бытовых отходов затронула все крупные города Юга России. Особенно ситуация обострилась в столице Волгоградской области, где часть города была обозначена как зона экологического ущерба из-за свалок. Чтобы решить проблему, власти региона намерены вложить пять миллиардов рублей.

В Краснодарском крае проблема также поднимается из-за необходимости модернизации существующей инфраструктуры по утилизации отходов. Отчасти она уже решается: в хуторе Копанском Краснодара мусоросортировочный комплекс может пропускать до 450 тысяч тонн отходов в год. Это серьезно сократит количество захораниваемых отходов в Краснодаре, считают власти.

«Теперь там могут пропускать до 450 тысяч тонн отходов в год. Это серьезно сократит количество захораниваемых отходов в Краснодаре. Аналогичная работа ведется в станице Динской и Тимашевской зоне – закончить ее планируют в 2022–23 годах», – делился планами вице-губернатор Александр Трембицкий.

Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева