Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Почему ФНС банкротит фирму свердловского спонсора КПРФ: «Абсолютная непредсказуемость»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
18 ЯНВАРЯ, 2022

В Свердловской области налоговики пытаются обанкротить компанию «Уральский щебень» – один из главных активов известного предпринимателя и спонсора КПРФ Сергея Мазуркевича. Сам бизнесмен считает доначисление налогов незаконным и пытается добиться поддержки властей. О том, почему «Уральскому щебню» грозит банкротство и как в конфликт пытаются вовлечь федерального бизнес-омбудсмена, – в материале «ФедералПресс».

Считать ли щебень полезным ископаемым?

Налоговая подала иск о банкротстве «Уральского щебня» еще в декабре: поводом стал долг на 39,1 млн рублей. Пока заявление оставлено без движения, так как истец не представил документы о том, что уведомил должника, а также сведения о его имуществе.

Владелец «Уральского щебня» Сергей Мазуркевич – активист «Деловой России» и член общественного совета при свердловском управлении ФНC. Его компания «Уралдоломит» в 2020 году оказалась одним из крупнейших спонсоров КПРФ. При этом именно Мазуркевич стал одной из самых известных «жертв» новой схемы расчета НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых – с месторождений строительного камня. Если вкратце, то у бизнесменов и налоговиков разные представления о том, что считается полезным ископаемым: горная порода, строительный камень или же щебень, который из него изготавливается. Разница в сумме налога в зависимости от этого может достигать десятков миллионов рублей с одного карьера.

Налоговые инспекции давно «точили зуб» на эти месторождения. Так, в аналитической статье доцента Приволжского института повышения квалификации ФНC Павла Седаева (2017) говорится, что «налоговый орган однозначно считает щебень полезным ископаемым, который необходимо облагать НДПИ». Такую позицию налоговики выражали еще с начала нулевых, но арбитражные суды вставали на сторону владельцев месторождений. Например, в 2006 году дальневосточный арбитраж признал, что полезным ископаемым является строительный камень, а щебень – лишь продукт его переработки.

В последние годы позиция судов изменилась, причем «пионерами» стали именно свердловский и челябинский арбитражи. В прошлом году едва избежал банкротства Биянковский щебеночный завод на Южном Урале, которому пришлось договариваться с налоговой о погашении недоимок. Аналогичную позицию заняли и суды Карелии, глава которой Артур Парфенчиков обращался к вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой изменить Налоговый кодекс в пользу щебеночников. Впрочем, даже на Урале налог доначислили не всем компаниям, говорят источники «ФедералПресс» на рынке.

«Из двух карьеров один может облагаться по новой схеме, а второй платит так, как платил раньше», – недоумевает представитель ассоциации «Недра» Светлана Данилова.

Налоги на щебень: мнения

Позиция арбитражных судов раскрывается в решениях, вынесенных по искам «Уральского щебня» к налоговым инспекциям. Основной аргумент – то, что щебень и строительный камень отличаются друг от друга только размером.

«Спорная продукция (щебень) представляет собой тот же строительный камень, только подвергнутый фракционному измельчению. Изменения ряда физико-механических свойств в результате дробления строительного камня до состояния щебня обусловлены процессом дробления, но не более. Каких-либо доказательств, подтверждающих переработку добытого строительного камня путем обогащения либо технологического передела (отделение ценных минералов от пустой породы, взаимное разделение ценных минералов, получение готового полуфабриката и т. п.), в результате которых была бы получена качественно новая продукция, обществом не представлено», – говорится в решении свердловского арбитража.

«Настаивая на том, что щебень является продуктом переработки полезного ископаемого, налогоплательщик не учитывает, что осуществляемая им переработка (по дроблению строительного камня) не имеет ничего общего с обрабатывающей промышленностью <…> При проведении налогоплательщиком спорного вида работ на собственных дробильно-сортировочных фабриках имело место только уменьшение габаритов кусков строительного камня в результате его разбивки механическим путем», – говорит 17-й апелляционный арбитражный суд.

Сам Сергей Мазуркевич занимает противоположную позицию. «Налогом может облагаться, согласно законодательству, горная масса, которая извлекается. Строительный камень и щебень являются уже готовым продуктом, продуктом переработки. Если материал подвергся механической обработке, он не может являться объектом налогообложения как полезное ископаемое», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».

В защиту уральского щебня

Во время визита в Екатеринбург бизнес-омбудсмена Бориса Титова в конце прошлого года представители связанной с Мазуркевичем ассоциации «Недра» предложили принять госстандарт о том, чем строительный камень отличается от щебня. А областной бизнес-омбудсмен Елена Артюх даже выступила за поправки в Налоговый кодекс.

«С 2018 года судебная практика резко изменилась без изменения налогового законодательства. На сегодня нет ни одного дела в суде, решенного в пользу недропользователей, хотя до этого решения были иными. Это создает абсолютную непредсказуемость. Раньше эти предприятия спокойно проходили федеральные проверки, а теперь все пересчитывают глубиной на три года. А суммы там такие, что одна проверка – это банкротство предприятия сразу», – заявила она.

На сторону щебеночников встал и вице-губернатор Дмитрий Ионин, который заявил, что «с них берут дважды». Чиновник предупредил, что в случае банкротства карьеров по добыче строительного камня многие поселки останутся без крупнейших работодателей.

По словам Мазуркевича, пока никаких решений не принято, но бизнесмен ожидает подвижек по своему делу уже в первом квартале наступившего года.

Титов не поможет?

«На мой взгляд, поправки давным-давно назрели, потому что вопрос о том, кто является плательщиком НДПИ, зависит не от правовых обстоятельств, а от того, считается ли дробление камня технологическим процессом, предусмотренным внутренним документом предприятия. Конечно, это неправильно. Должны быть установлены однозначные и единые для всех критерии», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» известный юрист Роман Лукичев.

В то же время специалист сомневается, что Мазуркевичу сможет помочь бизнес-омбудсмен: налоговая проверка уже прошла, деньги взысканы, подано заявление о признании должника банкротом. Даже если поправки внесут максимально быстро, они начнут действовать только с 2023 года.

Сам Мазуркевич заверил корреспондента «ФедералПресс», что не допустит банкротства «Уральского щебня».

«Банкротства не будет, в любом случае этот вопрос мы закроем», – пообещал он.

Фото: Georgiy Rozov / Russian Look / globallookpress.com