Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Коптев
Москва
3 ФЕВРАЛЯ, 2022
Рост цен в России в годовом выражении по состоянию на 28 января достиг 8,82 %, сообщает Минэкономразвития. Это самый высокий показатель с января 2016 года. Сильнее всего подорожало продовольствие (+1,2 % с начала месяца или 10,83 % год к году). Удастся ли к концу года снизить инфляцию до прогнозных 4–4,5 % и какие товары будут дорожать быстрее всего – в материале «ФедералПресс».
В лидерах роста – плодоовощная продукция. Больше всего в январе подорожала капуста – цены на нее выросли на 14,79 % в январе и на 169,79 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Также сильно прибавили в стоимости огурцы (13,83 %), томаты (13,31 %) и морковь (7,99 %).
При этом ряд продовольственных товаров в январе даже подешевел, в том числе яйца (–3,34 %), куры (–1,34 %) и свинина (–0,27 %).
«Сдерживающее влияние оказало снижение темпов роста на непродовольственные товары и замедление инфляции в секторе туристических и регулируемых услуг», – констатирует Минэкономразвития. За январь рост цен на них составил 0,87 % и 0,99 % соответственно. Лидерами роста в непродовольственном секторе оказались автомобили – отечественные прибавили 2,49 %, импортные 2,18 % – и бензин (+0,9 %).
При этом власти по-прежнему настроены на снижение инфляции к концу года. По прогнозу Минэкономразвития, она должна сократиться до 4 %, Центробанк ставит цель 4–4,5 %. Для этого Банк России, как ожидается, на заседании 1 февраля снова повысит ключевую ставку. По мнению директора Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олега Шибанова, изменение может составить от 50 до 100 процентных пунктов (0,5–1 %). Сейчас она равна 8,5 %.
Опрошенные «ФедералПресс» аналитики считают это маловероятным.
«К 4 % мы в этом году уже не вернемся, потому что текущие уровни слишком высоки для этого. Но существенный прогресс вниз можем увидеть, если не случится ничего чрезвычайного. По итогам года рассчитываем выйти в район 5,2–5,3 %»,– говорит главный экономист «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов.
В краткосрочной перспективе, по его прогнозу, инфляция еще несколько вырастет и по итогам января выйдет в район 8,9 %. Но это будет пиковое значение, и уже в феврале инфляция начнет постепенно снижаться.
«Мы рассчитываем, что влияние проблем мировой экономики, которые разгоняют инфляцию – это перебои с логистикой, с цепочками производства, отчасти геополитика, которая влияет на потоки капитала, – будет постепенно ослабевать», – объясняет экономист.
Основного снижения Девятов ждет во втором полугодии. При этом стоит ожидать продолжения уже наметившихся тенденций. Продовольствие, которое в последнее время дорожало быстрее всего, продолжить это делать как минимум в течение ближайших месяцев. На втором месте по скорости роста цен будут непродовольственные товары и замкнут список услуги, спрос на которые резко упал в связи с пандемией и до конца так и не восстановился.
«Вообще говоря, это совершенно нетипичная картина. Если посмотреть на последние 20 лет, услуги дорожали быстрее всего. Сейчас мы видим, что они на последнем месте, пандемия сильно изменила картину», – отмечает Девятов.
Напротив, ускоренного роста цен на услуги ждет Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций». При этом, по его мнению, шансы на достижение таргета 4–4,5 % становятся все меньше.
«Мы видим, что риски смещены в сторону проинфляционных. Тем не менее в любом случае ожидается замедление инфляции на фоне эффекта высокой базы прошлого года. В результате откат показателя к 6% к концу года вполне вероятен, если только не будет очередного общемирового сильного всплеска роста цен», – говорит аналитик.
«Цены будут расти. На мой взгляд, если мы не превысим по итогам года 10 %, это будет очень хороший показатель», – пессимистичен директор Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.
Он обращает внимание, что среднесуточный прирост цен в январе был почти вдвое выше, чем год назад.
«Это не значит, что по итогам всего года мы получим инфляцию в два раза выше. Но это значит, что официальный прогноз по инфляции совершенно нереалистичен. Уже по итогам января мы получим 1,1 %, то есть почти треть годовой нормы. Очень плохо то, что тенденция разгона инфляции по годам набирает силу. Мы достигли исторического минимума в 2,5 % в 2017 году, потом развернулись и все пошло по нарастающей. А инфляция – очень инерционный процесс, и загнать ее обратно будет очень трудно», – говорит эксперт.
Что касается того, какие группы товаров будут дорожать быстрее всего, Николаев советует обращать внимание на сигналы, которые поступают с рынка.
«Как известно, производители соков, молочной продукции в последнее время заявляли о предстоящем повышении цен не меньше чем на 10 %. Возвращаясь к январю, я бы обратил внимание, что хотя самый высокий рост традиционно показала плодоовощная продукция, быстро растут цены, например, на сахар (2,67 %). Сразу вспоминается, как в прошлом году пытались заморозить цены. Как и следовало ожидать, сразу после снятия ограничений все было компенсировано с избытком», – отмечает он.
Одной из основных причин того, что происходит с ценами, Игорь Николаев назвал «неуклюжие попытки госрегулирования», которые были предприняты в прошлом году.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева