Редакция «ФедералПресс» / Антонина Тихомирова
Москва
8 ФЕВРАЛЯ, 2022
Президент Франции Эммануэль Макрон, накануне нанесший официальный визит российскому президенту – не единственный европейский политик, который собирается посетить нашу страну. На 10 февраля намечен визит министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, а 15 февраля с Владимиром Путиным в Москве планирует встретиться новый канцлер Германии Олаф Шольц. Президент России, в свою очередь, в минувшую пятницу провел несколько часов в Пекине, где встретился с лидером КНР Си Цзиньпином. С чем связана небывалая внешнеполитическая активность Владимира Путина – подробности в материале «ФедералПресс».
Политологи и журналисты действительно отмечают, что в последние недели внешнеполитическая активность президента России Владимира Путина значительно возросла. Эксперты связывают это с напряжением на международной арене и давлением стран Запада из-за ситуации на Украине.
Как отмечает ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин, Вашингтон пытается спровоцировать Россию, чтобы вслед за этим нанести нам экономический ущерб и заблокировать ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2». В этой ситуации европейские страны не могут оставаться в стороне и вынуждены контактировать с российским президентом.
«Озабоченность Европы оправдана. Если усугубится конфликт на Донбассе, понятно, что мы в сторонке стоять не будем. А ситуация при этом сложилась патовая: мы не сможем не отреагировать. Понятно, что внешнеполитическая активность связана именно с этими процессами», – отметил политолог.
Озабоченность российского руководства, в свою очередь, связана с гарантиями безопасности со стороны НАТО и Запада, считают политологи. Очевидно, что согласование и оформление российских требований гарантий безопасности – это многораундовая история, которая началась с заявления президента и предъявления «ультиматума», комментирует Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Весь этот процесс, по его словам, требует переговоров с мировыми лидерами.
«Впервые после 1997 года эта тема звучит не в кулуарах и различных экспертных форматах, а в актуальной повестке дипломатических ведомств и мейнстриме международной активности первых лиц ведущих мировых стран. Следующий этап – обсуждение конкретных договоренностей и формулировок, что требует большого количества консультаций и переговоров среди основных акторов мировой политики. Так что с одной стороны, высокая интенсивность процесса была изначально задана российской стороной, а с другой – это специфика текущего этапа», – резюмировал Костин.
Как отмечает украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, система безопасности НАТО себя исчерпала для Москвы. По его словам, «ультиматум Путина» для пущей убедительности был поддержан сосредоточением российских войск вблизи границы Украины и комплексом учений, включая предстоящие учения ядерной триады. Хотя США и направили письменный ответ Москве, предсказуемо Москву не устроивший, ясного понимания того, как поступит Путин, у Запада так и не появилось, говорит эксперт.
«С одной стороны, американцы говорят, что воевать за Украину не будут, а с другой – провоцируют Киев поставками летального оружия. Благо, трусливые киевские начальники готовы даже перечить Белому дому и Госдепу и успокаивать мир тем, что Путин не нападет. Они каждый день звонят российскому президенту, встали в очередь на аудиенцию к «страшному и таинственному» Путину и обещают серьезно рассмотреть еще раз требования Москвы», – резюмировал Погребинский.
В переговорах с НАТО крайне важно для России также иметь сильного союзника. Именно с этим связано укрепление отношений с Китаем и встреча Владимира Путина с Си Цзиньпином, которая прошла на прошлой неделе. КНР, будучи союзником России, способна перевернуть баланс сил в переговорах РФ и НАТО и внести новые переменные, к которым представители Запада совершенно не будут готовы, считает политолог, член Экспертного клуба «Дигория» Артемий Атаманенко.
«Китай сегодня – одна из первых экономик мира. Он активно выходит на первые позиции. Партнерство с такими мощными союзниками – выгодная политика для России», – признает Атаманенко.
Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com