Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Первичка, вторичка, Россия, Китай: где теперь покупать автомобильные шины

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
17 МАРТА, 2022

18 марта в Ульяновске остановится завод, принадлежащий известному японскому производителю шин Bridgestone. В качестве официальных причин компания назвала ситуацию на Украине и трудности со снабжением. Bridgestone – не единственный иностранный производитель, принявший решение о приостановке собственного предприятия в России. Аналогичным образом поступили французский Michelin и немецкий Continental, поставившие на паузу заводы в подмосковном Давыдово и Калуге соответственно. Вывезет ли наша шинная промышленность спрос на резину? Что вообще будет с рынком? Разбирался «ФедералПресс».

В настоящее время в России продолжают работать шинное предприятие финского гиганта Nokian Tyres во Всеволожске и заводы итальянской Pirelli в Кирове и Воронеже. Помимо них действуют предприятия российского холдинга Cordiant в Ярославле и Омске, заводы «Татнефти» в Нижнекамске, барнаульское предприятие «Нортек» и др. Никто из них о прекращении деятельности пресс-релизов не рассылал.

В 2021 году шинная индустрия России показала очень хорошую динамику после пандемийного 2020-го: согласно данным Росстата, производство шин для легковых автомобилей увеличилось на 25,5 % до 47,2 млн штук, для грузовиков, автобусов и троллейбусов – на 3 % до 7 млн штук, для сельскохозяйственной техники (комбайнов, тракторов и т.д.) – на 1,7 % до 1,7 млн штук.

Теперь можно с полным основанием прогнозировать спад выпуска шин не только по итогам первого квартала, но и всего года. И причины не только в (или на) Украине.

«Часть иностранных производителей шин действительно объявила о приостановке заводов по выпуску шин в России. Но тут есть нюанс: на автомобильном рынке весь прошлый год наблюдалось падение выпуска автомобилей. Дефицит привел к росту стоимости, поэтому и производители и покупатели автомобилей стали экономить на комплектующих», – говорит Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал».

В нынешнем году выпуск автомобилей снова падает (теперь уже из-за ухода зарубежных концернов). И иностранным шинникам, хочется им того или нет, приходится замораживать бизнес в нашей стране из-за падения спроса на их продукцию. «Если автопроизводитель останавливает выпуск машин, каскадно останавливаются и все связанные с ним предприятия», – добавил Артем Тузов.

Шанс всегда есть

Эксперты ожидают в ближайшее время дальнейшего сокращения производства автомобильных шин иностранными игроками.

«Многое будет зависеть от стратегии компаний, их финансового состояния, поддержки со стороны акционеров и властей. Но главное, что сейчас ситуация меняется и главной движущей силой на шинном рынке могут стать потребители», – прогнозирует Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».

Снижение активности западных брендов дает хорошие шансы их российским конкурентам на рост выпуска.

«Отечественные производители шин могут увеличить свою долю на рынке, однако иностранные бренды всё равно останутся в списке наиболее востребованных у отечественных автовладельцев. Изменения в шинной промышленности в ближайшее время будут зависеть от того, каково финансовое положение российских компаний, производящих шины, окажут ли им помощь власти и в каком объеме, могут ли они существенно увеличить объем выпуска», – отметил он.

По мнению Дмитрия Баранова, спрос на шины может стать меньше, зато может быстрее развиваться вторичный рынок шин, их станут больше ремонтировать и повторно эксплуатировать.

Одновременно может увеличиться ввоз шин из Китая. Как раз на днях Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приступила к расследованию в отношении поставок из КНР шин для грузовиков: несмотря на действующую с 2015 года высокую пошлину на их импорт в страны Евразийского экономического союза (к их числу относится и Россия) их ввоз ничуть не уменьшился. Поэтому расследование ЕЭК, даже если оно подтвердит факт обхода поставщиками пошлины, никаких последствий (в виде новых пошлин) может не иметь – чтобы не допустить дефицита грузовых шин.

По словам Артема Тузова, потребители на вторичном рынке уже вместо премиальных иностранных шин выбирают российские (занимающие до 40% рынка) и китайские. Значит, именно завоз шин из КНР сможет восполнить возможный вакуум на внутреннем рынке России – для тамошних поставщиков он является стратегически важным.

Правда, пока шины дорожают, например, в Ульяновской области и Приморском крае цены на них удвоились. «Рост цен может достигнуть 20 %, учитывая общую инфляцию по стране, – предполагают в «Фридом Финанс». - Российские предприятия способны заменить продукцию останавливающихся заводов иностранных компаний, но для этого потребуется некоторое время на модернизацию и перераспределение производственных мощностей».

В течение же следующих месяцев подъем цен может затормозиться из-за охлаждения ажиотажного спроса, наблюдаемого в России: люди успокоятся, рубль укрепится, сбоев в логистических цепочках будет поменьше. Да и потом хранение лишних шин в квартире или на балконе особого смысла не имеет – они будут только место занимать.

Фото:freepik.com