Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Глубоко и еще глубже: когда закончится кризис в российской металлургии

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
9 ИЮНЯ, 2022

Отечественные металлургические компании погрязли в проблемах. Их душат западные санкции, у российских потребителей не хватает денег на закупку их продукции, иностранные требуют значительных скидок. Загрузка мощностей на металлургических заводах и комбинатах постоянно падает, и конца этому нет. Когда же удастся достичь края – разбирался «ФедералПресс».

Путь вверх, ведущий вниз

Российская черная металлургия плавно замедляет обороты. Официально подобного процесса нет и в помине: как следует из данных Федеральной службы государственной статистики, в январе-апреле текущего года выплавка чугуна в нашей стране выросла на 0,8 %, до 17,8 млн тонн. Правда, производство углеродистой стали снизилось, и довольно прилично – на 5,3 %, до 19,7 млн тонн.

Зато выпуск стального проката увеличился за четыре месяца 2022 года на 0,4 %, до 21,7 млн тонн, труб – на 21,3 %, до 4,3 млн тонн, конструкций – на 14,2 %, до 2,1 млн тонн.

Вроде бы все нормально и никаких предпосылок для беспокойства нет, но на состоявшемся 7 июня совещании с членами правительства, посвященном экономическим вопросам, президент России Владимир Путин сказал: «Ряд отраслей, например чёрная металлургия, сигнализируют о рисках существенного снижения производства в среднесрочной перспективе».

Сигналы можно обнаружить в официальной статистике – в апреле 2022 года по сравнению мартом выплавка чугуна упала на 6,2 % до 4,4 млн тонн, углеродистой стали – на 4 % до 5 млн тонн, проката – на 0,5 % до 5,4 млн тонн. Одновременно цены на них на внутреннем рынке идут вниз и даже не пытаются сколь-либо существенно подрасти. Черная металлургия нашей страны явно впадает в сильный кризис, которого она не испытывала последние 20 лет.

Санкционные изгои

Собственно, ожидать кризиса в отечественной черной металлургии следовало бы давно: мощности в ней превышают внутреннее потребление. Введение же в связи с началом специальной военной операции России по защите Донбасса и демилитаризации Украины западных санкций против российских металлургических магнатов и принадлежащих им компаний стало механизмом для его запуска и раскручивания.

Причем масштаб действия санкций зависит от страны, их установившей, и степени ее влияния на глобальную политику и экономику. Например, санкции введенные правительством Великобритании против Романа Абрамовича вряд ли имели негативный эффект для его «Евраза» – английский рынок стали точно не входит в число приоритетных для него.

Напротив, санкции Европейского Союза в отношении Алексея Мордашова нанесли жесткий удар по его «Северстали» – для нее быстро закрылся европейский рынок, приносивший ей треть выручки. Теперь же Алексей Мордашов и нежно любимая им «Северсталь» стали персонами нон-грата в США и последствия могут быть еще печальнее: «Северсталь» может лишиться практически всего экспорта и половины доходов – мало кто рискнет покупать стальные рулоны или трубы у попавшей под американские санкции компании, если только не за большую скидку. В июне ожидается падение ее выпуска на 20-40 % относительно уровня мая, часть оборудования уже стоит

Cмесь факторов

По поводу того, когда черная металлургия России достигнет «дна», мнения отраслевых экспертов полностью между собой совпадают: его еще предстоит нашупать.

«Мы далеки от «дна» в чёрной металлургии. Цены на металлопродукцию находятся на уровне середины 2021 года, что на 40 % выше плато по ценам, которое держалось с 2016 по середину 2020 годов. Так что, если решить проблему со внутренним спросом, то за наших металлургов можно не беспокоиться», – отметил Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал».

Эксперт же по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев считает, что трудности, испытываемые сейчас черной металлургией нашей страны, обусловлены и действием санкций, и сдерживанием внутренних цен на сталь, и крепким рублем.

С ним нельзя не согласиться, однако есть еще пара факторов, на которые эксперты не обратили внимание. Прежде всего речь идет о беспрецедентном ослаблении спроса на сталь, вызванного спадом в строительстве и машиностроении – двух ключевых потребляющих отраслях. Также есть проблемы с продажами за границу – число поступающих оттуда заказов неумолимо сокращается.

В результате стальной прокат и трубы дешевеют в России и за пределами и фактически металлургические заводы оказались в двойном капкане – у себя на родине продукцию сбыть трудно, за границей тоже не берут.

То ли будет, то ли не будет

Развивающийся в металлургии кризис чреват социальными потрясениями. По мере падения загрузки плавильных и прокатных мощностей все больше и больше сотрудников руководителям заводов придется отправлять в вынужденный простой. Тем самым, на фоне уменьшения доходов расходы сократятся незначительно – выведенным в простой рабочим в соответствии с законом надо выплачивать две трети их зарплаты. Значит, сокращение выпуска может привести к массовым увольнениям металлургов.

Опрошенные же автором отраслевые эксперты такой сценарий развития событий, равно как и возможность скорой остановки металлургических комбинатов, начисто отрицают. «Этого точно не будет», – заявил Артем Тузов.

Может быть и так, хотя во всяком случае рентабельность металлургических предприятий снижается, не идя на пользу никому. Нелишне добавить, что Гурьевский металлургический завод в Кемеровской области находится в состоянии банкротства и не понятно чем вообще оно для него закончится – возрождением к нормальной жизни или распродажей имущества. Его «примеру» могут последовать и другие предприятия (долги есть у всех).

Надежда всегда умирает последней

Без помощи государства металлургическим компаниям придется туговато – тут отраслевые эксперты едины во взглядах. Аналитик «Финам» Алексей Калачев в числе возможных мер назвал снижение налоговой нагрузки и стимулирование внутреннего потребления стали.

Как раз не случайно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России разработало «дорожную карту» по расширению использования стали при сооружении жилья, детских садов и школ. В ней предлагается изменить действующие нормативно-технические нормы для возведения зданий на базе стальных каркасов. Подобным образом расширятся объемы применения стали в строительстве (и одновременно подорожает стоимость домов).

Еще металлурги просят отменить акциз на сталь, установленный в 2021 году, и Министерство финансов совместно с Министерством промышленности и торговли России изучают вопрос.

По словам Алексея Калачева, поддержать металлургические предприятия должен высокий спрос на их продукцию со стороны оборонно-промышленного комплекса. Выручить их могут и закупки для государственных резервов.

«Необходимо активизироваться в плане перезапуска остановленных автомобильных заводов, а также запланировать рост строительства в России инфраструктурных объектов», - говорит он.

Здесь есть «маленькая» незадача – автомобильные предприятия простаивают из-за нехватки импортных микрочипов и скоро она не будут устранена. С инфраструктурными объектами туговато. Ранее президент Владимир Путин поручил в 2022 году начать прокладку Северного широтного хода и тендеры на приобретение для него металлов даже не объявлялись. Иных масштабных проектов, способных загрузить заказами российскую черную металлургию нет и не ожидается.

Поэтому похоже минимум полгода объемы производства на металлургических заводов будут низкими – пик кризиса пока точно не пройден. Возможно он будет достигнут в следующем году. В любом случае металлургическим магнатам придется поумерить аппетиты. Иначе никак – вариантов-то два: либо терпеть, либо банкротиться.

Фото: freepik.com