Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Светлана Радионова рассказала, что придет на смену ESG в новых условиях

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко, Наталья Оксак
Москва
21 ИЮНЯ, 2022

ПМЭФ-2022 собрал представителей многих государственных ведомств, бизнеса и экспертов для обсуждения накопившихся вопросов. Глава Росприроднадзора Светлана Радионова в совместном интервью деловому изданию «Ведомости» и РИА «ФедералПресс» рассказала, как изменятся функции этого органа в ближайшем будущем и насколько крупные предприятия заинтересованы в экологических вопросах.

Сосредоточиться на главном

В последнее время много говорится о возможности отказа Росприроднадзора от части полномочий. От каких функций ведомство действительно готово отказаться и кому их передадут?

— Мы проанализировали свою работу и пришли к выводу, что брать на себя необходимо те полномочия, которые можно эффективно довести до логического конца. Если это не приносит никакой пользы, не имеет смысла, то зачем их держать? И сегодня мы говорим о двух ключевых направлениях – ООПТ (особо охраняемые природные территории) и надзор за животным миром и охотничьими ресурсами. Считаем, что их нужно передать подведомственным учреждениям министерства природных ресурсов, которые и так его осуществляют, а нам остается некоторый «хвостик». Также сейчас обсуждается отказ от лицензирования транспортирования отходов 1–2 класса. Ведь сегодня лицензирование построено таким образом, что любой может получить нужные документы. Бывает так, что предприниматели берут транспорт в аренду, показывают нам, ставят необходимые значки, а потом через сутки мы этот транспорт видим у другой компании, которая также нам его показывает. Государство должно себя избавить от того, что по итогу надзором не является. Если мы не можем никак наказать нарушителя, то какой смысл держаться? Другой вариант развития событий – если государство разработает новую методику, которая решит указанную проблему.

Норильск под контролем

Прошло два года с момента нашумевшей трагедии в Норильске. Как продвигаются работы по восстановлению окружающей среды?

— Как раз в эти дни два года назад мы были в Норильске, и недавно я там была снова. За это время произошло очень многое. Компания полностью оплатила ущерб, и эти деньги пошли на экологические мероприятия. Также на сегодня 27 га земли вокруг места аварии необходимо рекультивировать. Представьте, два года прошло – а мы до сих пор восстанавливаем. Это значит, мы правы были в оценке масштабов ущерба. На 7 га земли еще идет смыв остатков нефтепродуктов. Реки становятся мельче в это время года, и работа ведется на освобожденной от воды части территории. Думаю, еще года полтора будем заниматься этим, при более пессимистичном сценарии – до 3 лет. Также можно отметить пересмотр подходов со стороны компании к вопросам экологии – мы видим это по соседним резервуарам. Компания потратила большое количество денег на обновление своего хозяйства и продолжает это делать. Потому что они вдруг осознали, что риски экологии стали гораздо больше учитываться. И спасибо журналистам, общественности, МЧС, которые сразу привлекли внимание к ситуации. Спасибо «Транснефти», «Газпромнефти» – всем, кто туда приехал. Если б не нефтяники, мы бы сейчас говорили о 7-летнем сроке ликвидации.

ESG – больше не модный термин

В развитии каждой крупной компании важны принципы ESG. В конце прошлого года эта повестка была на пике, а что происходит с ней сейчас? Продолжают ли компании трансформацию?

— Во многом вокруг темы ESG было взбито много пены, и сейчас она ушла. В прошлом году только журнал «Мурзилка» не занимался ESG-повесткой. И это очень неправильно, потому что тем самым мы смысловую нагрузку размыли. Никто не понимал, о чем он говорит, но все говорили «я с ESG». Теперь я бы с удовольствием посмотрела на тех людей, кто со мной тогда спорил по этому вопросу. Мы на месте, мы в экологии, занимаемся этим каждый день, а где эти люди? Остались те, кто действительно серьезно считает свои задачи, деньги, пришел надолго и для кого ESG – не аббревиатура из непонятных модных слов, к которым он хочет присоединиться, а новый смысл жизни. Я уверена, что повестка никуда не делась. А главное – последние полтора месяца мы видим очень большой подъем, и для меня это даже стало неожиданностью. Конечно, мы пока не публикуем антирейтинги предприятий, потому что им и так сложно, но в ближайшем будущем еще четче сформулируем подходы. Зато в этом году сделали то, что весь прошлый год вынашивали – платформу Greenium. Это агрегатор, куда любой гражданин, предприятие или малый бизнес могут зайти, оценить себя по шкале, протестироваться по представленным предложениям, предложить свои услуги в области экологии, новшества и заявить о том, что они делают в области экологии. Думаю, эта платформа станет определяющим моментом. Она сделана для всех. Ее разработкой занимались наши партнеры – компания СОГАЗ. И также у нас есть детская премия «Экология – дело каждого». В прошлом году с апреля по октябрь в ней приняли участие 10 тысяч человек. В этом году мы ее начали в марте, а у нас уже больше 5 тысяч работ – и это качественно новые работы. Представляете: тысячи детей – вовлеченные, осознанные, потратившие на это время и увидевшие, что взрослый их заметил. В этом году мы побьем рекорд в 2 раза, а может, и больше. Надеюсь, удастся продлить проект и на следующий год. Мы собираем массу вовлеченных людей, и это очень правильно.

Предупредить заранее

Одно из направлений вашей деятельности – просветительская. Расскажите об этом подробнее.

— На самом деле, главная инициатива для нас в этом году – возможность консультировать бизнес. Она была поддержана правительством и нашим курирующим вице-премьером Викторией Абрамченко, а 26 апреля вышло соответствующее поручение президента. На нынешнем форуме мы подпишем несколько соглашений на эту тему, а ранее уже подписали с «Норильским никелем». Считаем, что за этим стоит будущее надзорного органа. 80 % его полномочий при правильной постановке задач должно уйти в сторону консультирования бизнеса до того, как он рискует стать объектом нашего внимания в качестве нарушителя. Мы рассказываем, как надо, почему так надо и к чему приведут неверные движения. Один из самых удачных примеров нашего взаимодействия – компания «Русолово». Они очень вдумчиво подходят, хотят играть долговременно, быть участниками международных рынков и для них экология – в приоритете. Всем компаниям надо понимать, что принятые на старте решения в сфере экологии могут иметь длинные последствия. И сейчас, чтобы вы не совершили ошибку, чтобы вас не обманули псевдоэкологи, а таких много, мы расскажем, что будет значимо сейчас и какие «вилки» могут ожидать, где можно сэкономить, не навредив экологии, и как стать передовиками. Готовится подписание соглашений с «Металлинвестом», НЛМК и даже с отдельным регионом – Свердловской областью. Регион попросил взять их на консультирование по всем вопросам – от ликвидации накопленного вреда свалок до концепции развития региона. Наши лучшие специалисты рассказывают, что мы видим в проблематике, какие есть риски и пути решения. В целом же наш лозунг «Экология – дело каждого» ничуть не хуже, чем ESG. На ПМЭФ запланирована площадка с названием «Бизнес vs экология», и тут я хочу выразить мнение, что это не так – два этих понятия не должны противопоставляться.

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин