Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

На каких автобусах теперь будут ездить жители Петербурга и к чему приведет транспортная реформа

Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
15 ИЮЛЯ, 2022

С 15 июля в Петербурге стартовал третий, завершающий этап транспортной реформы. С улиц города полностью исчезнут морально устаревшие маршрутки. Их заменят 2 тысячи 800 комфортабельных и экологичных автобусов. На третьем этапе окончательно сформируется новая маршрутная сеть. Задача реформы – сделать автобус более привлекательным и удобным средством передвижения для горожан. О том, приведут ли нововведения к заявленным целям и так ли хороши новые автобусы – в материале «ФедералПресс».

На каких автобусах будут ездить жители Петербурга

Первый этап транспортной реформы в Петербурге стартовал 1 апреля. Тогда на улицы города выехали 864 новых автобуса. На втором этапе в июне – еще 693. Третий этап станет самым масштабным. С 15 июля по городским дорогам поедут 1 244 новых автобуса.

«Этого будет достаточно чтобы полностью заменить маршрутки социальным общественным транспортом», – считают в Смольном.

Обновленный состав – это 911 автобусов и 380 дизельных автобусов марок ГАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, Нефаз, Volgabus. На старте реформы городские власти заявляли о цели полностью уйти от автобусов на дизельном топливе. Но из-за санкций и нарушения логистических цепочек планы пришлось отсрочить. Оставшиеся дизельные автобусы будут перевозить жителей до 15 ноября. После их заменят на газовые.

«Но пока городу не хватает инфраструктуры для обслуживания газовых автобусов», – говорит председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры заксобрания Петербурга Алексей Цивилев в разговоре с «ФедералПресс».

Транспортный инженер и автор telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов считает, что новые автобусы не отвечают требованиям времени.

«На мой взгляд, такой транспорт давно устарел. Говорить, что современные газовые автобусы гораздо эффективнее и экологичнее современных же дизельных – не очень верно. Да, выхлоп у них более чистый. Но они делают большой пустой перепробег, чтобы заправиться. Это перекрывает весь положительный эффект», – подчеркивает эксперт в беседе с «ФедералПресс».

По его словам, в новых автобусах не очень удобные и эргономичные сиденья, а также водительские кабины.

«Если съездить в какой-то нормальный европейский город, то сразу бросится в глаза, что по транспорту у нас все чуть-чуть хуже», – считает Вергазов.

Независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев прогнозирует, что из-за санкций Петербург и в будущем столкнется с проблемами в поставках комплектующих и некоторых программных продуктов. Однако он уверен, что трудности не будут критичными.

«Наши заводы справятся с созданием аналогов, а у города есть большой запас подвижного состава», – говорит Бурцев.

Почему жители недовольны реформой

За два первых этапа в Петербурге скорректировали 80 маршрутов, рассказал председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев. В результате многие жители города просто запутались. Привычные маршрутки исчезли, а на их место вышли автобусы с другой нумерацией. При этом на внешних информационных табло прописали только первую и конечную остановку – без подробной схемы движения.

Михаил Бурцев возлагает вину на перевозчиков, которые игнорируют прописанные стандарты перевозок. В ближайшее время недочеты исправят, считает эксперт. А пока пассажирам придется искать информацию о новых маршрутах самим – например, на остановочных стендах или на сайте.

«Информационная компания транспортной реформы провалена полностью», – заявил эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин в беседе с «ФедералПресс».

Иван Вергазов считает, что как новые, так и старые маршруты общественного транспорта плохо учитывают реальные перемещения петербуржцев.

«Из Шушар должно быть сообщение практически со всеми районами города. Был способ доехать до центра и его убрали», – возмущается жительница района Зара Попович.

Жители отдаленных районов города жалуются, что автобусы ходят намного реже маршруток и уступают им в скорости. При этом автобус, в отличии о маршруток, останавливается только на остановках – а некоторые улицы дальних кварталов ими не оборудованы.

Цена на автобус жителей также не порадовала – вместо 35–36 рублей теперь приходится платить 60. Однако авторы реформы предусмотрели скидки. По «Подорожнику» поездка на наземном транспорте будет стоить 40 рублей. Вторая пересадка в течение часа – 10 рублей, третья бесплатно. Но жители отмечают – автобусы ходят реже, поэтому в час уложиться почти нереально.

«В комитете по транспорту «очень чутко» относится к предложениям пассажиров», – заявил Валентин Енокаев.

Когда реформа даст результаты

Опрошенные «ФедералПресс» эксперты сходятся во мнении, что по-настоящему результаты транспортной реформы петербуржцы оценят в сентябре – с началом учебного года.

Отказ от маршруток сделал поездки по городу безопаснее, а общественный транспорт Петербурга удобнее, считает Михаил Бурцев. При этом у Петербурга так и не появилось грамотной стратегии развития транспортной системы, подчеркивает Иван Вергазов.

«У нас нет восприятия ступенчатой системы. Поэтому магистральная (метро, трамваи, городские электрички) и подвозочная (автобусы и троллейбусы) инфраструктуры дублируют друг друга, делают одно и то же, а транспортные предприятия никак не координируют свою работу. Это снижает общую эффективность. Исправить эту проблему можно только управленческим решением», – говорит транспортный эксперт.

Главное, чтобы модернизация транспорта в Санкт-Петербурге не закончилась лишь автобусами, считает Алексей Цивилев.

«Городу нужны и новые трамваи, и троллейбусы. Маршруты тоже нуждаются в доработке. Нужно развивать транспортную инфраструктуру», – говорит парламентарий.

По его словам, задача городских властей – добровольно пересадить часть автомобилистов на общественный транспорт. Для этого городу необходимо больше выделенных полос и удобные для жителей маршруты.

«Тогда автомобилисты задумаются о том, чтобы пересесть на общественный транспорт. Но чтобы это сделать, они должны понять свою выгоду, – говорит Цивелев.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева