Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

День рождения жевательной резинки: могут ли российские производители заменить импортные жвачки

Редакция «ФедералПресс» / Мира Майнд
Москва
22 СЕНТЯБРЯ, 2023

Санкции, наложенные на Россию недружественными государствами, оказали значительное влияние на экономику нашей страны. Одной из отрицательных сторон этих ограничений стала проблема с поставками жевательной резинки из-за запрета на импорт. «ФедералПресс» узнал, какие отечественные компании смогут заменить дефицитный товар для российских ритейлеров.

Полимерные жвачки

В конце июля стало известно, что американская компания Mars больше не может поставлять в РФ жвачку Orbit в тех же объемах, как до начала спецоперации. «Коммерсант» со ссылкой на источники в розничной торговле сообщил, что под санкциями Евросоюза оказалась основа для жевательной резинки из синтетических полимеров. Сотрудники Mars видят решение в сокращении поставок и производства жвачки в России.

Сейчас Mars перестала отгружать новые партии Orbit в РФ – импортных компонентов уже не хватает. По данным представителя сети универсамов «Верный», с которыми пообщался «Коммерсант», половину выпущенного продукта не отгрузят в магазины до конца года. Вторая же половина получила ограничение в поставках до конца июля. Это произошло из-за невозможности ввезти в страну основной ингредиент для жвачки.

Сейчас полимерная основа популярного лакомства входит в таможенную группу «Химические продукты… в том числе состоящие из смесей натуральных продуктов…», товары из которой запрещены к ввозу в Россию.

Компания Mars производила жвачку Orbit в РФ – производство находится в Санкт-Петербурге. Кроме нее фирма выпускает кондитерские изделия Mars, Snickers, Milky Way, Bounty, Twix, Skittles, M&M’s и множество других, являясь одним из мировых лидеров в производстве сладостей. После начала спецоперации Mars заявила о том, что прекращает инвестиции в Россию, импорт и экспорт будет остановлен. Однако сотрудники отмечали, что местные фабрики компании продолжат работать.

Потеря Orbit, вероятно, сильно ударит по ассортименту жвачек в России – этот продукт изготавливало не так уж много компаний. Однако нам удалось найти несколько российских производств жевательной резинки, которые не зависят от зарубежных поставок. Но предупреждаем – это не совсем та жвачка, к которой вы привыкли.

Российские смолки

Обратившись к истории, можно узнать, что жвачку в СССР начали выпускать еще в 1976 году – пионером стала фабрика «Сладости Еревана». Позже продукт начали делать еще и в Ростове-на-Дону на макаронной фабрике («Жевательную резинку» с апельсином и «Ну, погоди» с мятой), а также в Таллине на кондитерской фабрике «Kalev». Предприятия наладили выпуск жевательных резинок «Мятная» и «Апельсиновая», по 20 копеек за пачку.

В 70-е жвачку также делали на полимерной основе – это были сополимер винилацетата и винилпирролидона, в которые добавляли вкусовые добавки и сахар. Состав разных видов продукта различался. В «Ну, погоди» добавляли модифицированный глицерином бальзам лиственницы, ели, кедра или пихты, а в состав жвачки, изготовленной в Армении, входили масло какао и эфирные масла. Также в некоторые рецепты входили такие компоненты, как пчелиный воск и парафин и маргарин. В 90-е начали выпускать антиникотиновые жвачки и резинки, помогавшие бороться с кариесом.

Мятные жевательные резинки

Сейчас различные жвачки производятся в основном в отдаленных российских регионах – Алтайском и Красноярском крае, Бурятии, хотя есть и пара производств в Москве и Подмосковье.

Например, медовая компания «Дары Сибири» («Медовица») из Красноярска предлагает покупателям жевательную смолку «Сера», которую изготавливают на основе сосновой живицы из натуральных (и легкодоступных) ингредиентов. Главный плюс такой «импортозамещенной» жвачки – ей не страшны санкции, пока в России растут хвойные деревья. Минусы – потребитель, по сути, жует смолу, а это подразумевает под собой весьма специфические ощущения. Аудиторию, привыкшую к фруктовым и мятным Orbit и Dirol, будет непросто приучить к такому специфическому продукту.

;

Алтайские компании «Наринэ» и «Алтайский нектар», а также бурятская «Байкальская смолка» также производят исключительно «смолки» – то есть жвачки из смолы хвойных деревьев (чаще – лиственницы). В ассортименте этих фирм несколько разновидностей – искушенный потребитель, например, имеет возможности заказать подкопченую смолку с ароматом костра или приготовленную на пару (с мягким вкусом).

Еще одно предприятие – кондитерская фабрика «К-Артель» из Подольска – сделало ставку на жвачку для детей со специальными игрушками и сувенирами. Сейчас в ассортименте фирмы такие виды жвачки, как «Бронепехота», «Девичьи Секреты», «Хулиган», «Пузырята» и множество других. Для взрослых потребителей компания выпустила отдельный вид – жвачка с энергетиком. На сайте лакомство продается в упаковках по 100–120 штук – такая пачка стоит меньше тысячи рублей, цены разнятся в зависимости от вкусов и игрушек.

;

Московская компания «Джива», судя по описанию в интернете, предлагает клиентам фруктовые жевательные пластинки и жевательные сушеные фрукты. Однако в категорию жвачек эти лакомства отнести сложно – это скорее десерты для людей, ведущих здоровый образ жизни.

А вот подмосковное производство «Atax» специализируется именно на жвачках – на сайте компании представлены энергетическая резинка с кофеином, антиникотиновая для бросающих курить, жвачка для спортсменов с женьшенем и с пиколинатом хрома – для худеющих, и даже специальная жвачка от похмелья. В линейке фирмы есть и товары для детей.

;

Всего нам удалось найти информацию о шести российских компаниях, производящих жвачку на территории РФ. Большинство из них не нуждаются в зарубежных ингредиентах, но производят очень специфический продукт. В случае, если Orbit окончательно исчезнет с прилавков в РФ, у российских компаний может появиться шанс занять выгодную нишу на рынке. Конечно, если их не опередят фирмы из Индии и других «дружественных» России стран.

Фото: unsplash.com