Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов
Москва
31 АВГУСТА, 2022
На 92-м году жизни скончался Михаил Горбачев – последний генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный президент СССР. Для современников он запомнился многочисленными реформами, эпоха которых получила название «Перестройка». Политологи в беседе с «ФедералПресс» оценили роль Михаила Горбачева в истории страны.
Алексей Куртов, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов
«Горбачев – великая фигура в истории СССР. Его величину и роль еще предстоит осмыслить. Неспеша, аккуратно и непредвзято.
Это был реформатор в самом широком смысле слова. Он шел своим, очень неоднозначным политическим путем. Но учиться тогда было не у кого – история не учит на своих примерах. Теорий перехода советских стран к новой, неизведанной формации никто не создавал. И практик тоже не было. Все реализовывалось наощупь, не без естественных ошибок.
Величина политического деятеля всегда определяется сохранением его имени в истории и памятью людей. Горбачева помнят, знают. Кто-то считает его освободителем, кто-то виновником. Время рассудит».
Дмитрий Журавлев, руководитель Института региональных проблем
«Михаил Горбачев оставил серьезный след в истории. Но это, скорее, след «не»: не сделал, не успел, не решил. Как мне кажется, он был семейным человеком. Если бы он остался отцом семейства, то в историю вошел, как прекрасный человек, но на него упал вес диктаторской власти, потому что генеральный секретарь ЦК КПСС – это диктатор. А вот сил, компетенций и умений, чтобы быть эффективным диктатором, у него не было. Не было и способности это признать (думаю, как и ни у кого).
Беда Горбачева в том, что он региональный лидер и хороший семьянин, который должен был стать диктатором одной из двух величайших стран мира, чтобы принимать исторические решения. Он был к этому не готов, он был государственным деятелем, который то ли не мог осознать свою слабость, то ли не мог в ней признаться. Поэтому наворачивал одну ошибку на другую. Горбачев начинал одну реформу – она не получалась, потом начинал следующую – еще более масштабную: «Ничего, то была мелочь, а сейчас мы пойдем глубже». Разумеется, глубина закончилась. Советский Союз рухнул, не без его участия. Не могу логически предположить, что было это без него.
Горбачев – обычный человек, которого назначили богом и который не справился с должностью бога».
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»
«Горбачев возглавил деградировавшую политическую систему, которая привыкла действовать инертно и рутинно, не осознавая сложности управления, масштаба имеющейся в стране энергии (в том числе негативной), а также уровень собственного экономического и технологического отставания. Он пытался преодолеть этот управленческий кризис, не имея ни готовых рецептов, ни методологической помощи, ни подготовленной к этим вызовам команды – по сути, опираясь на интуицию и собственные представления о добре и зле. Это создало задел для серьезного модернизационного рывка страны, который в 80-е и затем в 90-е годы удалось реализовать лишь частично. Но, несмотря на возраставшую турбулентность, конец 80-х годов оказался, возможно, самым симпатичным периодом в российской истории XX века».
Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций
«Можно обратить внимание, что негативные оценки российской общественности перестройки уже после ее окончания становились более ярко выраженными в периоды более сложной экономической и внешнеполитической обстановки. Например, по данным исследований «Левада-Центра»*, наименьшая доля респондентов, считавших оптимальным сценарием, чтобы в стране все оставалось как до 1985 года, была зафиксирована в феврале 2008 года (31 %), то есть, в период оптимистичных социально-политических ожиданий и до того, как население начало всерьез ощущать влияние мирового экономического кризиса. Стоит отметить, что даже среди наиболее молодых граждан негативные оценки периода перестройки в последние годы были достаточно распространены. Например, по данным того же «Левада-Центра»* на 25–30 сентября 2020 года, даже среди респондентов в возрасте 18–24 лет 28 % считали, что стоило оставить ситуацию в стране, как это было до реформ Горбачева. Кризис вокруг Украины, по сути, только дополнительно актуализирует в российском обществе дискуссии, связанные с распадом СССР. На этом фоне в ближайшее время у консервативной и значительной части колеблющейся аудитории, скорее всего, может только усилиться негативное восприятие деятельности Михаила Горбачева при одновременном укреплении благожелательных оценок его исторической роли со стороны либеральной общественности».
*Внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Фото: РИА Новости / Алексей Бойцов; Boris Kavashkin / Global Look Press / Globallookpress.com