Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Потребность в оптимизме: о чем говорят и молчат медиа

Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов
Москва
22 СЕНТЯБРЯ, 2022

Специальная операция и санкции западных стран изменили медиапространство – у некоторых СМИ ядерная аудитория увеличилась на 50 %, у пользователей неожиданно возник интерес к спорту, а эксперты всерьез начали говорить о «телеграм-эволюции». Как информационные и медиа ресурсы чувствуют себя сейчас и какие тренды ощутили – подробности в материале «ФедералПресс».

Деловая программа международного коммуникационного форума Baltic weekend включала панельную дискуссию «О чем молчат и говорят медиа?». Событие, которое прошло 15 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге, модерировал Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров. Профессионалы рынка обсудили, чем сегодня дышит медиабизнес, какие тренды в медиа и как на них реагирует бизнес.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, выдвинул тезис о «телеграм-эволюции», связанной с февральской ситуацией. Идею развили другие спикеры.

Николай Яременко, главный редактор «Советского спорта», рассказал, что спрос на новости спорта в течение года был неравномерным. Гигантский всплеск интереса с февраля по апрель – при это внимание было не к очкам, медалям и чисто спортивной информации, а к тому, какие еще спортсмены или турниры попали под санкции, в мае он выровнялся, а сейчас снова виден рост.

Ориентируясь на ситуацию, когда идет перегруппировка тг-каналов среди читателей, «Советский спорт» переоформил повестку «куда ближе к повестке тг-каналов, то есть мы тематически сменились», отметил Яременко и подвел итог: «Сегодня традиционные СМИ могут даже обратно отхватить кусок рынка у соцсетей».

Иван Еремин, сопредседатель комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров, обратил внимание, что СМИ сейчас испытывают серьезные сложности – экономические и административные, кадровый дефицит, падение доверия аудитории. В том числе проблемой является ужесточение законодательства и усложнение регуляторных процедур. В этих условиях, считает Иван Еремин, традиционные СМИ уже не могут в полной мере обеспечить потребности деловой аудитории в качественном контенте. Он спрогнозировал появление новых, в первую очередь форматов распространения деловой информации и подчеркнул, что для эффективного решения необходимо объединить усилия поставщиков информации и деловых потребителей. «Развитые и сильные медиа и бизнес – это залог стабильного государства», – резюмировал он.

«В последние годы рынок интернет-СМИ смог обеспечить рост аудитории, необходимый для полноценной конкуренции с телевидением. В период пандемии и самоизоляции запросы на новости кратно увеличились, и мы установили абсолютные рекорды за всю историю существования медиа Rambler&Co. В этом году история повторилась, например, в марте наше издание «Лента.ру» зафиксировало 1 млрд просмотров и 15 млн уникальных посетителей в день – это шестая часть активной интернет-аудитории, которая сейчас насчитывает 94 млн. Однако мы столкнулись с рядом вызовов – например, Google без объяснения причин отключил нас от источников информации, что привело к сокращению рынка онлайн-СМИ на 30–40 %. Значительная аудитория пришла в анонимные Telegram-каналы, правда, в основном милитаристских тематик. К таким вызовам невозможно подготовиться, однако уверен в том, что запрос на верифицированную информацию останется востребован и мы сможем не только удержать существующую аудиторию, но и привлечь новые сегменты», – сформулировал Андрей Цыпер, исполнительный директор по медиа Rambler&Co.

По данным Юрия Погорелого, заместителя генерального директора «Интерфакса», в 2021 году СМИ писали преимущественно на темы коронавируса, Олимпиады, Евро-2020, ПМЭФ, о стрельбе в Казани. Другая информационная повестка в 2022: специальная операция, санкции, коронавирус, меры поддержки бизнеса, экспорт нефти и газа. Произошла смена лидеров читательской аудитории – рост показали ресурсы «Царьград», «Газета.ру», сеть городских порталов. По подсчетам «Интерфакс-Скан», количество сообщений про санкции выросло в три раза. Высокий Индекс информационной заметности показали такие компании, как Сбер, Газпром, Яндекс, РЖД, банк ВТБ.

Андрей Сикорский, директор по маркетингу РБК, перечислил четыре основные тенденции. Растет процент людей с медиадиетой не из одного медиа. Есть усталость от новостного фона, растет запрос на нарративы, в том числе многоформатные микс диджитал, прессу, ТВ и мероприятия. Наблюдается перераспределение источников трафика.
«По РБК мы видим рост запроса экономически активной аудитории на темы, связанные с практикой – в нашем опыте это инвестиции, в широком смысле слова, включая инвестиции в себя, вопросы развития», – уточнил спикер.

«Мы наблюдаем колоссальную потребность аудитории в оптимизме», – обозначила тренд Любовь Маляревская, генеральный директор «Русской медиагруппы». Радиослушатель хочет улучшить настроение и быть с любимым радио. Так, радиоведущие уже стали членами семей, в их честь называют детей. При этом бизнес также чувствует эту тенденцию и сам входит в тему, поддерживая интеграции на темы: ЗОЖ, мода, хобби, авто, личные финансы.

По словам Марины Геворкян, издателя «Сноба», с мая текущего года ядерная аудитория издания выросла на 50 %. «Сноб» – медиа о человеке, а в текущем моменте люди сосредоточены на себе и своем внутреннем мире, аудитории интересны экзистенциальные истории, психология, потребительские темы. Истории людей – делателей из нашего десятилетнего проекта Премии «Сделано в России» обрели новые смыслы. «Мы находимся в том моменте, когда прошлого нет, а будущее туманно и вариативно. И мы поддерживаем аудиторию качественной полезной информацией», – поделилась Геворкян.

Фото: пресс-служба Baltic Weekend