Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
14 ОКТЯБРЯ, 2022
Кандидат экономических наук, декан Факультета международного бизнеса и делового администрирования МГИМО Владимир Шаповалов, выступая на конференции МГИМО в рамках Priority Fest, рассказал о том, является ли ESG и устойчивое развитие предметом для инвестиций:
«Инвестиции и направление денег в какой-то проект – это хорошее мерило его жизнеспособности. Основная цель корпораций – это получение прибыли и максимизация стоимости для акционеров. С экономической точки зрения они должны не поддерживать расходы на экологическую повестку. Тем не менее без ESG-отчета инвесторы не готовы серьезно инвестировать, вкладывать деньги, если компания игнорирует этот вопрос. Помимо финансовой отчетности, требуется еще и позиция, что компания будет делать с экологической, социальной или иной повесткой.
В мире наблюдается колоссальный приток денежных средств в фонды ESG. Примерно 50 млрд долларов было направлено в такие фонды. Я не говорю, что эти средства поступают непосредственно в проекты и идут в улучшение экологии, но это деньги, которые идут с фондовых рынков в продукты ESG.
Если посмотреть на индексы, что происходило со связанными с ESG проектами? Индекс MSCI Morgan Stanley рассчитывается по американским компаниям показывает прирост в 30% за прошлый год. Такой же индекс по миру ESG Leaders показал прирост порядка 25%. Индекс Dow Jones Sustainability World включает 323 компании, включая две российские, показал неплохой прирост в 20%.
Если посмотрим, какие в этих индексах компании, то увидим, что крупнейшими компании будет Microsoft и Alphabet. Это те драйверы, которые вытащили ESG-повестку наверх. Также на сектор IT и сектор медицины будет приходиться 50% состава инвестиционного портфеля. А это показатели для отрасли, насколько ESG повестка привлекательна для инвесторов.
Почему так происходит? Нет единых метрик и стандартов. Фактически компании называют себя ESG, привлекают деньги инвесторов и прекрасно себя чувствуют. Но деньги компании получают от инвестиций, которые далеки от ESG или углеродного или метанового следа. Когда будут единые метрики и стандарты, тогда мы можем измерить, насколько отрасль ESG привлекательна для инвестирования. Тогда не будет недобросовестного использования этой аббревиатуры для привлечения денег компаниями, которые не всегда могут быть близкими к ESG».
Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников