Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Финансисты сверстали прогноз развития Югры: спасет ли экономику «черное золото»

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Ханты-Мансийский автономный округ
24 ОКТЯБРЯ, 2022

Правительство Югры накануне одобрило прогноз социально-экономического развития автономного округа до 2025 года. Трехлетний план ляжет в основу нового регионального бюджета. Какой сценарий заложили финансисты в стратегию развития региона и почему эксперты прочат худшее развитие событий – в материале «ФедералПресс».

Слишком оптимистичный прогноз

Прогноз экономического развития Югры сформирован в двух вариантах – консервативном и базовом. И именно последний предлагается использовать для разработки нового проекта закона о бюджете автономного округа. «Базовый вариант сформирован на проактивной экономической политике, адаптации к новым условиям, эффективной реализации комплекса мер по поддержке экономики, включая программы льготного кредитования, достаточный для поддержания внутреннего спроса и уровня бюджетных расходов», – говорится в документе.

Итак, валовой региональный продукт по итогам 2022 года составит 102,2 % к предыдущем году, или 5951,11 млрд рублей. По базовому и позитивному прогнозу в последующие годы ожидается снижение всего на 2 %. В 2023 году рост ВРП прогнозируется на 0,1 %. В 2024 году он ожидается в размере 6012,4 млрд рублей (100,1 %), в 2025 году – 6084,66 млрд рублей (100,3 %).

Индекс промышленного производства, по оценке текущего года, составит 102,9 % к предыдущему периоду. Однако даже в базовом прогнозе финансисты ждут незначительного снижения в последующие три года, до 99 % к предыдущему периоду.

По мнению экспертов, прогноз далек от оптимистического. «На мой взгляд, он слишком оптимистичный, потому что фактически он предполагает, что валовой продукт не изменяется вообще или упадет на 2 %. То же самое с ИПП. Думаю, реальное падение может быть гораздо больше, чем учитывается в прогнозе», – считает независимый аналитик-экономист, руководитель уральской школы переговоров Константин Селянин.

Без нефтяной иглы

Стабильность экономики Югры зависит от уровня добычи полезных ископаемых и экономической конъюнктуры. Так, доля округа в общероссийской добыче нефти составляет 41,3 %. По добыче углеводородов он занимает первое место в стране, по добыче газа и объему промышленного производства – второе. В структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых составляет очень большую долю – 80,1 %.

«Пока еще санкции полновесно не введены, поэтому серьезно не отразились на Югре, но это может произойти с 5 декабря, когда будут действовать эмбарго на покупку российской нефти и потолок цен. Югра в этом плане уязвимый регион, ее экономика зависит от уровня добычи и экспортных цен», – подчеркивает Константин Селянин.

В базовом прогнозе развития региона заложено лишь незначительное снижение добычи нефти. Так, в 2022 году планируют добыть 223 млн тонн, или 103,28 % к предыдущему году. В 2023 году, после роста объемов, планируют выкачать уже 220 млн тонн (98,6 %), в последующие два года – 217 млн тонн (98,6 %) и 215 млн тонн (99 %) соответственно.

Прогнозируется и сокращение экспорта в ТЭК Югры. Так, региональные финансисты ожидают, что в 2023 году он снизится до 17 434,64 доллара США, или на 11 %. В последующие два года ожидается снижение экспорта на 5–6 %.

Впрочем, есть опасность того, что российскую нефть и вовсе перестанут покупать Европа, Канада и США. И удастся ли России сохранить рынки Индии и Китая, совершенно не понятно, отмечает собеседник.

«Будет еще сложнее. Нужно понимать, что Индия и Китай сейчас находятся под угрозой вторичных санкций, когда будут наказывать не российские компании, а китайские и индийские за сотрудничество с ними. У западных стран хватит сил, чтобы повлиять на них», – добавляет Константин Селянин.

Товарооборот Китая с США на порядок больше, чем с Россией. К тому же китайские, турецкие и индийские компании, которые считаются дружественными, под угрозой санкций ведут себя иначе, отмечает эксперт. В частности, Турция мгновенно прекратила обслуживать карты «Мир» после отклика из федеральной резервной системы США, а некоторые китайские компании тихо ушли из России еще в марте.

«Перенаправить высвобождающиеся объемы, которые нельзя будет продать в Европу или США, либо вообще не получится, либо придется идти на еще больший дисконт. И какой бы ни ввели потолок цен на российскую нефть, придется продавать ее якобы дружественным странам с учетом этого порога. Совершенно очевидно, Китай и Индия будут покупать наши ресурсы ниже рыночных цен», – заявляет эксперт.

Куда качнет ценовой флюгер

Цены на углеводороды заложены в стратегическом документе тоже с незначительным снижением. В базовом прогнозе на 2023 год стоимость нефти марки Urals за баррель ожидается в размере 70,1 доллара США (2022 год – 80 долларов США), в последующие годы – 67,5 и 65 долларов США соответственно. Рубль тоже прогнозируется нестабильный.

По мнению Константина Селянина, очень многое будет зависеть от цены на нефть: она может еще снизиться либо вырасти. Один из крупнейших американских банков прогнозирует, что стоимость нефти может увеличиться до 380 долларов США за баррель, повторить взлет цены на газ. «И если произойдет этот сценарий, тогда для наших нефтекомпаний и Югры все будет не так страшно», – считает эксперт.

Тогда высокая цена на нефть минимизирует потери из-за дисконта. Однако в любом из сценариев очень много неопределенности.

«Думаю, ситуация будет хуже, чем сейчас. Придется корректировать прогноз и бюджет. Все прояснится ближе к концу первого квартала 2023 года, когда станет понятна динамика цен на нефть и будет работать эмбарго», – резюмирует Константин Селянин.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева, Евгений Поторочин