Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Чем отличается борьба с фейками в России и Европе

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
8 НОЯБРЯ, 2022

Фейки – настолько актуальная и распространенная проблема, что многие государства борются с ними на законодательном уровне. Причина проста – распространение недостоверных сведений позволяет массово дезинформировать граждан, влиять на политические процессы и общественное мнение. «ФедералПресс» выясняет, чем различается борьба с фейками в России и в Европе.

Многие страны почувствовали на себе ущерб от фейков, потому с ними необходимо бороться на законодательном уровне. В общедоступном информационном пространстве должны находиться лишь достоверные сведения. Оперативно предотвращать последствия распространения фейков возможно только путем вмешательства государства.

Пандемия коронавируса стала наиболее наглядным примером, когда вакцинации населения и предотвращению распространения коронавируса препятствовали разные домыслы и фейки, основанные лишь на эмоциях и панике. И благодаря государству больше людей узнали правдивую информацию и приняли верное решение.

Поскольку фейки могут распространиться в любой части мира, многие прогрессивные страны, в том числе и Россия, принимают превентивные меры для борьбы с ними. Кто-то может посчитать регулирование фейков в России жестким и нужным лишь для «закручивания гаек» и борьбы с неудобными, но наши меры по штрафам и наказаниям даже рядом не стоят с запретами и ограничениями в странах Запада, где штрафы могут достигать сотен миллионов долларов.

В целом как в России, так и в Европе используются общие подходы: институционально, на уровне законодательства страны вводят ограничения и штрафы на распространение фейковой информации. На уровне общественных организаций, экспертных советов, профильных некоммерческих организаций ведется работа по изучению механизмов распространения фейков, ведется общественный контроль за платформами. Также ведется работа с общественностью в широком смысле слова: телепрограммы, где доступно объясняют и механику фейков, разбирают их на конкретных примерах, работа спикеров и лидеров общественного мнения, которые оперативно реагируют на возникающие вбросы.

Тем не менее есть и отличия. О них «ФедералПресс» рассказала Виктория Федосова, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН.

«Отличия, пожалуй, в размерах штрафов и фактической зачистке инфополя. В России долгое время пытались вести с платформами конструктивный диалог, до оборотного штрафа Google дело дошло только в конце 2021 года, а иноагенты, публикующие фейки, получали только буквенную маркировку, но фактически не были запрещены. Запрет и закрытие ждали тех, чьи публикации напрямую нарушали законодательство. А вот Германии и ЕС штрафы многомиллионные, и это грозит компаниям ударом по их рентабельности в целом», – рассказала она.

Тем не менее даже такая суровая зачистка инфопространства не помогает удалить альтернативную точку зрения, которую там называют «дезинформацией» или российской пропагандой.

«За последние несколько месяцев число немцев, которые понимают российскую оценку украинского кризиса, выросло примерно на 12 %. Поэтому открытость и цифровое просвещение, на мой взгляд, сработают лучше в комплексе с закрытием откровенно вражеских ресурсов, чем простое завинчивание гаек», – заключила Федосова.

Фото: Ramon Costa / ZUMAPRESS.com / globallookpress.com