Редакция «ФедералПресс» / Юлия Литвиненко
Москва
11 НОЯБРЯ, 2022
В российской металлургической отрасли появился новый игрок – Южный горно-металлургический комплекс (ЮГМК). Он включает в себя предприятия, которые расположены в Донецкой и Луганской Народной Республиках, это бывшие заводы, построенные еще при СССР. Много лет они работали на экспорт, но теперь со входом территорий в состав России, переориентировались на внутренний рынок. И тут они составляют конкуренцию большим заводам, которые и без того не живут шикарно. На какие заказы готов претендовать ЮГМК и кому это не понравится – в материале «ФедералПресс».
ЮГМК объединяет семь предприятий, на которых в общей сложности работает более 21 тысячи человек. В состав ЮГМК они входят на правах филиалов, но это полноценные и самостоятельные заводы: Алчевский металлургический комбинат, Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод, Макеевкокс, Ясиновский коксо-химический завод, Комсомольское рудоуправление и Стахановский ферросплавный завод. То есть ЮГМК – готовый металлургический холдинг, работающий в секторе черной металлургии. На его сайте сказано, что ООО ЮГМК – «вертикально ориентированная организация, осуществляющая внешнее управление над крупными металлургическими, химическими и добывающими предприятиями Донецкой и Луганской Народных Республик. Основными задачами ООО «ЮГМК» является сохранение промышленного потенциала крупных предприятий Донбасса и обеспечение их нормального функционирования, а также развитие социально-экономической сферы в Донецкой и Луганской Народных Республиках путем сохранения старых и создания новых рабочих мест и реализации общественно-значимых проектов для граждан».
Самый крупный завод в этой структуре – Алчевский металлургический комбинат. Он расположен всего в 60 км от линии фронта на территории ЛНР. В 2014-м работа завода была остановлена: на заводе не было воды, электричества, сырья, город обстреливали, а сотрудники ушли в ополчение.
Енакиевский завод, самый старый и самый известный в этой структуре, имеет полный цикл металлургического производства: от выпуска агломерата и чугуна до изготовления товарной литой и горячекатаной квадратной заготовки, сортового проката и катанки. Некогда флагман и гордость советской металлургии – Макеевский металлургический (ММЗ) начал затухать с 2008 года, когда многое оборудование из-за кризиса было остановлено. С началом вооруженного конфликта на Украине в 2014 году многие цеха на заводе вновь были остановлены. Расположенный в Макеевке же Ясиновский коксохимзавод производит более 1 млн тонн в год каменноугольных коксов разных сортов.
Сейчас в задачах всей компании, разумеется, – ремонт оборудования, восстановление работы предприятий, многие из которых были разрушены в ходе непрерывных боевых действий, которые идут тут больше восьми лет.
До 2014 года много лет вся эта плеяда компаний поставляла сталь – схожую по параметрам с российской – на западные, в первую очередь, на европейские рынки, а также на рынок Украины. Сейчас эта ниша закрыта полностью. ЮГМК вышел на российский рынок, и на предприятиях в октябре установлен рекорд по объему продаж на этом направлении. При этом продукции он выпускает много, схожей с российской и даже перебивает по условиям давних поставщиков металла для уральских предприятий ВПК.
И сейчас на ММЗ 10 000 рабочих трудятся по12 часов, задача – выйти на показатели производства времен СССР. Ясиновский коксохим делает весь спектр кокса, в России аналогичную продукцию уже производят ММК, Северсталь, два комбината – Нижнетагильский и Западно-Сибирский – ЕВРАЗ, МЕЧЕЛ-Кокс, Алтай-Кокс. На Стахановском заводе ферросплавов после девятилетнего простоя введена в строй электропечь для производства ферросилиция, агрегат уже выпустил первые тонны продукции марки ФС-45. (Аналогичный производят на Челябинском электрометаллургическом комбинате, ЧЭМК). А в июле 2022 года Южный горно-металлургический комплекс и концерн «Уралвагонзавод» на международной промышленной выставке «Иннопром» заключили соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о расширении экономических, кооперационных и научно-технических связей предприятий, а также их устойчивом развитии, модернизации и обеспечении материально-техническими средствами. Проще говоря, сталь на УВЗ теперь тоже поставляет ЮГМК, потеснив таких производителей как, например, ММК.
И с планами у этой компании тоже все в порядке. «При благоприятных обстоятельствах ЮГМК рассчитывает на то, что в 2023 году производство стали удастся увеличить до около 3 млн т», – рассказал генеральный директор компании «Союзметаллсервис» – сбытового подразделения ЮГМК Сергей Антонов.
Это, конечно, гораздо меньше, чем у флагманов российского рынка – у ММК (13,5 млн тонн) или северстали (около 9 млн тонн). Но есть одно но: наши российские металлурги и сами сейчас испытывают жесточайшую конкуренцию на внутреннем рынке, где резко просел спрос со стороны автомобильных компаний, стройки, инфраструктурных проектов. С продажами на внешний рынок тоже невероятно тяжело – компании еще адаптируются и к новым ценам, и к новой логистике, стоимость которой резко выросла.
Поддержать металлургов могли бы масштабные государственные инфраструктурные проекты – например, восстановление новых территорий. Но и тут ЮГМК может их опередить: она ближе, плечо доставки готовой продукции у нее меньше.
«В 2023 году ЮГМК рассчитывает на расширение спроса на стальную продукцию на новых территориях, где будут проводиться восстановительные работы. На российском рынке заводы комплекса собираются увеличивать долю поставок в адрес конечных потребителей – производителей труб, машиностроительных заводов и т. д. Для этих клиентов предприятия будут расширять марочник при выпуске катанки и листового проката», – говорит Антонов.
И, скорее всего, приоритет для госзаказа будет именно у ЮГМК.
«Судя по номенклатуре продукции, выпускаемой ЮГМК, она может рассматриваться как конкурент почти всем ключевым металлургическим холдингам, начиная от «Северстали», группы НЛМК и «Мечела» и заканчивая Объединенной металлургической компанией. Правда, есть позиции, которые ЮГМК все-таки не выпускает, например, холоднокатаный и оцинкованный плоский прокат и стальные трубы, и они будут ввозиться в новые регионы России из старых. Также у конкурентов ЮГМК, в частности, «Северстали», «Мечела» и группы НЛМК, возможно будет желание поставлять полуфабрикаты, необходимые для восстановления разрушенного жилого фонда, промышленных предприятий и транспортной инфраструктуры, вошедших в состав России бывших регионов Украины. Однако в силу короткого логистического плеча у ЮГМК будет преимущество перед ними в плане затрат на доставку продукции. К тому же приоритет в закупках металлопродукции для восстановительных работ, скорее всего, тоже будет отдаваться ЮГМК, поскольку необходимо загружать ее заводы и обеспечить работой и зарплатой местное население», – отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Фото: РИА Новости/Игорь Маслов