Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Ханты-Мансийский автономный округ
29 НОЯБРЯ, 2022
Тюменьстат предоставил отчет о финансовом состоянии организаций Югры за восемь месяцев 2022 года. Флагман экономики региона показал парадоксальные результаты. Прибыль добывающих компаний, по сравнению с аналогичными периодом прошлого года, сократилась на 52 %, а убыток вырос в 48 раз. Отрасль самая прибыльная и убыточная одновременно. Почему еще рано бить тревогу – прокомментировали эксперты в материале «ФедералПресс».
Сальдированный финансовый результат всех организаций Югры за январь – август 2022 года оказался отрицательным – минус 12 453,8 млн рублей. В аналогичном периоде прошлого года он был положительный – 806 424,9 млн рублей. Разница гигантская.
На статистику значительное влияние оказал опорный сектор экономики региона (доля в экономике – 81 %) – добывающая промышленность. В разрезе экономики по отраслям отрицательное сальдо отмечено только в сфере добычи полезных ископаемых – минус 74 259,3 млн рублей. Примечательно, что по итогам восьми месяцев предыдущего года он составлял сумму со значительным знаком плюс (743 947,2 млн рублей).
Общая прибыль всех организаций Югры в указанный период составила 440 875,4 млн рублей. На первом месте по прибыли оказалась добывающая отрасль с показателем 361 441,6 млн рублей, или 82 % от общей суммы. При этом прибыль добывающих организаций, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, упала на 52 %.
На добывающие компании региона приходится подавляющая доля убытков – 96,11 % от всех убытков, или 435 700,9 млн рублей. И, по сравнению с январем – августом прошлого года, убыток данных компаний вырос в 48 раз.
«Ситуация парадоксальная. Вместо привычных сверхдоходов нефтяных компаний – цифры гигантских убытков, при том что большинство компаний прибыльные», – прокомментировал «ФедералПресс» статистику независимый экономист-аналитик и руководитель Уральской школы переговоров Константин Селянин.
Как отметил эксперт, в этом году добыча нефти в России, несмотря на санкции, снизилась незначительно. Если раньше страна добывала порядка 11 млн баррелей в сутки, то сейчас – порядка 8–10 млн. «Компании получают сверхдоходы от высокой цены на нефть, и вдруг – такой результат. Объяснение этому очень простое», – сказал эксперт.
В качества примера экономист привел четвертую по объему добычи в России компанию «Сургутнефтегаз». Кубышка предприятия по отчетности на конец прошлого года составляла 4,5 трлн рублей. Порядка 95 % кубышки хранится в валюте. Это примерно 50 млрд долларов США.
И эти суммы в валюте на начало года и сейчас – совершенно разные. Разница составляет примерно 20 рублей на каждый доллар, который был у Суругтнефтегаза. Но эти деньги никуда не делись, они остались на счетах, объясняет экономист.
«Это бумажный убыток. Бить в набат не стоит. Политика нефтяных компаний взвешенная. Волноваться не стоит ни властям, ни жителям Югры. Ничего не произошло с нефтяными компаниями, они по-прежнему прибыльные, добывают и экспортируют нефть и газ», – подытожил Селянин.
Нефтекомпании обязаны переоценивать валюту на счетах именно по курсу Центрального банка России. Как считает экономист, бумажный убыток, безусловно, исчезнет, как только изменится курс доллара.
«Доллар наверняка будет укрепляться, а рубль ослабевать уже в следующем году. И если курс вернется к началу 2021 года, то отчетность компаний будет прежней. Это парадоксы, которые преподносят нам правила бухгалтерии и финансового учета», – заключил Селянин.
С мнением согласился и заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. «Эти показатели больше отображают бумажную реальность, чем какие-то суровые проблемы экономики», – заявил эксперт.
По словам собеседника «ФедералПресс», учитывая текущие изменения в торговом балансе всей России, энергетические регионы находятся в переходном периоде в части организации новой логистики. Произошло падение производства углеводородного сырья в марте и апреле. Частично оно компенсировалось резким ослаблением рубля, но на доходы регионов этот фактор мог оказать только косвенное влияние, а вот фактор сокращения производственных показателей – самое прямое, считает Фролов.
Восстановление нефтяного рынка началось в мае, он стабилизировался к сентябрю.
«Первые восемь месяцев года наши углеводородные производители находились на американских горках. Сначала было резкое падение и подъем в одном секторе, а затем – падение в другом. Сейчас показатели стабилизировались в ряде областей, нефть демонстрирует хорошие показатели, она восстановилась», – отметил Фролов.
Как подчеркнул эксперт, гораздо важнее с производственной точки зрения будут показатели IV квартала 2022 года, и именно они будут задавать ориентиры и тон в 2023 году.
«Да, некая физическая основа под этим падением есть, но, учитывая все пертурбации, которые испытывала российская экономика в первой половине текущего года, падение прибыли на 50 % можно считать ничтожным. Текущая ситуация сложная, но не катастрофическая. Падение прибыли означает, что прибыль есть», – заключил Александр Фролов.
Фото: Rosneft / globallookpress.com
Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова