Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Средний Урал в кризис увеличит социальные расходы: «Бюджет обращен к человеку»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Черноконь
Свердловская область
6 ДЕКАБРЯ, 2022

В Свердловской области принимают напряженный бюджет: реальные доходы региональной казны на фоне антироссийских санкций неминуемо уменьшатся. Тем не менее областные власти решили не экономить на социальных расходах. О том, какие сферы станут приоритетом для нового бюджета, где удалось найти резервы для экономии и что мэры и депутаты включили в проект в последний момент, – в материале «ФедералПресс».

Итоги согласительной комиссии

В проекте бюджета, который будет представлен областному парламенту во втором чтении, доходы составят 354,4 млрд рублей, а расходы – 374,1 миллиарда, сообщил на заседании профильного комитета заксобрания министр финансов Александр Старков.

Корреспонденту «ФедералПресс» удалось ознакомиться с протоколом согласительной комиссии, состоящей в основном из чиновников и депутатов. В частности, полмиллиарда рублей направят на строительство очистных в Березовском и Среднеуральске, более 200 миллионов – на покупку пассажирского транспорта и уборочной техники для Екатеринбурга, 150 миллионов – на поддержку бизнеса через Фонд развития промышленности, 128,6 миллиона – на погашение кредитов «Титановой долины», 65 миллионов – на ремонт оборудования в екатеринбургском драмтеатре, 50 миллионов – на замену лифтов в домах свердловчан. Также заметно увеличены отчисления в дорожный фонд и на расселение аварийного жилья. Общая сумма расходов, заложенных в бюджет благодаря согласительной комиссии, составит 1,6 млрд рублей.

«Рассмотрели каждую позицию, каждое обращение муниципалитета. Депутаты назвали работу согласительной комиссии конструктивной, серьезных огорчений не было», – прокомментировала спикер Людмила Бабушкина.

Вложения в человеческий капитал

Авторам проекта удалось сохранить социальную направленность бюджета: как пояснил корреспонденту «ФедералПресс» председатель комитета заксобрания по соцполитике Вячеслав Погудин, на соответствующие статьи приходится 67 % общих расходов.

Директор института экономики УрО РАН, член согласительной комиссии Юлия Лаврикова отмечает, что доля вложений в образование и социальную политику даже увеличится. Так, в 2021 году на соцполитику (включая здравоохранение) ушло 25,5 % общих расходов, а в 2025 планируется уже 29,3 %. Доля образования за тот же период вырастет с 23,9 % до 29 %.

«Рост расходов по двум основным статьям в сложный период – это очень позитивное решение в сложившихся условиях. Нам надо вкладываться в подготовку кадров и вообще в человеческий капитал. В целом наш бюджет обращен к человеку», – говорит Лаврикова.

Ставка на ГЧП

Тем не менее напряженная экономическая ситуация приводит к снижению реальных доходов бюджета. В номинальном выражении в 2025 году доходы будут на уровне 2021-2022 годов, но с учетом темпов инфляции реальные доходы заметно снизятся, объясняет экономист. Фактически они будут на уровне 2012 и 2019 годов, говорит она.

Поэтому разработчикам бюджета приходится тщательно подходить к выбору инвестиций: так, ограничены средства на проектирование новых объектов, а преимущества получают города, которые сумели привлечь частный капитал. Например, в качестве исключения на бюджетные деньги спроектируют детскую больницу в Нижнем Тагиле: как объяснил Александр Старков, ожидается, что в строительство вложится «Евраз». Продолжится строительство ледовой арены в Екатеринбурге, в котором участвует УГМК. После согласительной комиссии было решено реконструировать дворец спорта «Металлист» в Каменске-Уральском, завершить строительство ФОКа в Верхней Пышме и стадиона в Красноуральске: во всех этих проектах участвуют местные предприятия.

«Новые объекты сегодня начинать нецелесообразно. В этих условиях очень важно достроить те объекты, строительство которых уже начато либо в проектно-сметную документацию для которых вложились градообразующие предприятия и объект создается на условиях государственно-частного партнерства. В таких случаях обязательства области должны быть выполнены», – заявила корреспонденту «ФедералПресс» председатель комитета заксобрания по молодежной политике Елена Чечунова.

Источники экономии

В целом в новом бюджете заметна переориентация с крупных проектов на небольшие, но социально значимые. Так, по словам той же Чечуновой, особое внимание будет уделено массовому и детскому спорту.

«Принципиально важно, чтобы ремонтировались спортивные залы в сельских школах, поскольку зачастую это единственная возможность привлекать детей к занятиям. Объемы там будут на уровне нынешнего года, а в отношении школьных стадионов мы даже планируем серьезно подрасти», – рассказала депутат.

В то же время власти ограничат расходы на развитие туркластера «Гора Белая», руководство которого запрашивало более миллиарда рублей. Пока ему не удалось убедить чиновников в том, что это привлечет дополнительные частные деньги.

Также экономия может затронуть сферу ЖКХ: как отмечает Юлия Лаврикова, доля расходов с 2021 до 2025 года в бюджете сократится на 1,1 процентных пункта. Тем не менее программа газификации будет завершена, так как она имеет большое социальное значение, подчеркивает экономист.

Кто одолжит бюджету

На фоне сокращения доходов и необходимости поддерживать уровень затрат на социальные нужды неизбежен рост дефицита свердловского бюджета. По словам Юлии Лавриковой, уровень в 5,3 % от собственных доходов – не самый высокий за последние годы. Например, более серьезный дефицит наблюдался в начале первого губернаторского срока Евгения Куйвашева, а также в «коронавирусном» 2020 году.

Область планирует наращивать выпуск облигаций: если изначально (в бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024) ожидалось, что в следующем году их объем составит 3,6 млрд рублей, то в новом проекте минфин собирается увеличить его до 14 миллиардов. Сокращение коммерческих кредитов, которое предсказывали год назад, также оказалось чрезмерно оптимистичным: область в 2023 году намерена занять у банков почти 10 миллиардов против прогнозного показателя в 3,4 миллиарда.

«Госдолг по итогам 2023 года может вырасти до 120 млрд рублей. Сейчас мы занимаем четвертое место по данному показателю, уступая Подмосковью, Москве и Нижегородской области. Но в принципе уровень долговой нагрузки можно оценить как умеренный и не угрожающий финансовой устойчивости регионального бюджета», – говорит Юлия Лаврикова.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин