Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
21 ФЕВРАЛЯ, 2023
Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию состоится 21 февраля в Гостином дворе. Глава государства сделает акцент на текущей ситуации, заявил представитель Кремля Дмитрий Песков. «ФедералПресс» поговорил с политологами о том, чего ждут элиты от выступления президента РФ.
По Конституции глава государства должен обращаться с посланием к Федеральному собранию каждый год, но перенос мероприятия в 2022 году – не первый за карьеру Владимира Путина на посту президента. Так, июньское послание 2017 года было сдвинуто на март 2018-го.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в декабре 2022 года заявил, что послание «безусловно возможно» состоится в следующем году. Точная дата стала известна только 10 февраля.
«21 февраля президент РФ обратится к Федеральному собранию. Состоится это в Гостином дворе», – сказал на пресс-конференции представитель Кремля.
Ситуация с посланием затянулась по причине того, что у главы РФ нет какого-то четкого месседжа, который он привык посылать, считает глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
«Сейчас все ждут, что послание может скорректировать цели и задачи развития страны на будущее. Какой приоритет будет озвучен в экономике, промышленности, социальная поддержка или импортозамещение и так далее», – заметил политолог.
Говоря об отношении элит к спецоперации, Гращенков добавил, что одна часть выступает за усиление своего присутствия и достижения победы, а другая часть считает, что любой ценой нужно думать о мире.
«Многие ждут, какая риторика будет у президента: жесткая или наоборот, подразумевающая возможность мирного урегулирования», – уверен эксперт.
Политолог Павел Салин полагает, что элиты ожидают от президента реальной повестки, а не ритуальных заявлений. «Элиты ждут от послания прояснения правил внутриэлитной игры на ближайшую перспективу, как политсистема страны будет трансформироваться. Это будет звучать в контексте украинского вопроса», – полагает аналитик.
Эксперт считает, что могут произойти кадровые перестановки, которые не будут оглашены во время послания. Они могут случиться как до мероприятия, так и после него. «Если этого не будет, то ожидается внесение ясности относительно таких перестановок: будут ли они и насколько масштабные», – добавил Салин.
Общество ждет от послания четкого определения сегодняшней ситуации, считает глава Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «На каком этапе находится СВО, сколько она будет продолжаться, каких усилий потребует, что мы будем делать с социальной сферой, какова стратегия страны? Вот вопросы, которые зададут элиты и народ», – пояснил политолог.
Он подчеркнул, что элиты, скорее всего, получили ответ – по черновику этого послания. «Я думаю, что основные мысли уже в узком кругу известны», – заметил Журавлев.
Аналитик также не исключает, что после выступления президента могут произойти какие-то существенные изменения. «Россия давно не вела боевые действия в течение целого года. Ситуация меняется, меняются и подходы. Вопрос такой: на что мы готовы решиться? На какие кардинальные изменения?» – добавил он.
Главное, что объединяет все элиты, к каким бы отраслям они ни относились, все ожидают формулировки четкого отношение высшей власти к СВО, считает Генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт.
«Что будет считаться успехом СВО, что будет рассматриваться, как достижение этого успеха, какие сейчас цели у России, где место СВО в общей конструкции государственного строительства. Это некая спасательная операция людей в Донбассе или некоторое восстановление исторической справедливости, как это было по отношению к Крыму. Что это такое с точки зрения высшей власти в стране», – пояснил эксперт.
По его словам, от этого будет зависеть, как каждый в элите будет выстраивать свои личные стратегии, «касающиеся тысяч и миллионов людей», которые связаны с ними.
Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев уверен, что меньше всего элиты хотели бы дальнейшей эскалации конфликта. «Никто не хотел бы услышать новость о всеобщей мобилизации или что мы делаем ставку на затягивание конфликта», – заметил политолог.
Фото: РИА Новости / Алексей Никольский