Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Есть только МИП: почему масштабные инвестпроекты в Новосибирской области не сработали

Редакция «ФедералПресс» / Алексей Мазур
Новосибирская область
23 ДЕКАБРЯ, 2022

Масштабные инвестиционные проекты долгое время считались перспективным способом подъема экономики Новосибирской области. В последнее время они все чаще встречаются с критикой – вместо снижения административных барьеров в МИПах видят инструмент обхода аукционных процедур. В чем главные проблемы таких инвестпроектов и возможно ли исправить ситуацию – в материале «ФедералПресс».

Что такое МИП

Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку эффективности реализации масштабных инвестиционных проектов (МИП). Оказалось, что привлечено в разы меньше инвестиций, чем планировалось.

Масштабные инвестиционные проекты в Новосибирской области реализуются с 2016 года. Предполагаемый инвестор подает заявку в областное правительство или в один из муниципалитетов и, в случае ее одобрения, может получить в аренду без торгов земельный участок, который к тому же могут обеспечить инфраструктурой. Взамен новосибирские областные власти рассчитывают получить привлечение инвестиций и увеличение налоговых поступлений. По замыслу чиновников, придумавших МИПы, через какое-то время эти налоговые поступления «отобьют» стоимость земли, а привлеченные инвестиции создадут новые рабочие места и приведут к росту экономики.

Все свелось к квартирному вопросу

Уже в ходе реализации МИПы приобрели еще один функционал – региональное правительство стало использовать их для решения проблем обманутых дольщиков. Земельные участки начали под видом МИПов передаваться застройщикам в обмен на строительство некоторого количества жилья для расселения ветхих и аварийных домов. Застройщики также перечисляли определенные суммы на достройку домов с обманутыми дольщиками.

Так возник не предусмотренный ранее механизм распределения земельных участков, минуя аукционы.

«По информации КСП, с 2016 года, когда в области начала действовать соответствующая программа, власти без торгов передали 49 инвесторам около 560 гектаров земли для реализации 76 проектов. Кадастровая стоимость предоставленных участков составила 8,96 миллиарда рублей» – приводит данные проверки сайт НГС.

46 проектов были направлены на решение проблем обманутых дольщиков и на расселение ветхого и аварийного жилья. Для этих целей власти передали инвесторам 109 гектаров земли стоимостью почти 6 миллиардов рублей. Инвесторы смогли построить 553 тысячи квадратных метров жилья, из которых 254 тысячи – уже в завершенных объектах. Жилье получили более 170 обманутых дольщиков и 118 человек из ветхого и аварийного жилья.

Кроме того, инвесторы перечислили полтора миллиарда рублей на достройку объектов, застройщики которых не исполнили свои обязательства перед дольщиками.

Главные вопросы

Эффективность новосибирских МИПов вызывает большие сомнения. НГС приводит слова депутата Заксобрания Новосибирской области Вячеслава Илюхина:

«Мы раздали 560 гектаров земли, а вместо 30,5 миллиарда инвестиций по плану вложено 4,5 миллиарда, что составляет 14,1 %. Налогами должно было быть уплачено 19,3 миллиарда, а заплатили 1,3 миллиарда – 6,9 %. Если мы тщательно готовим программу, почему такие низкие показатели? Она исполняется, если мягко говорить, недостаточно хорошо».

Простой подсчет показывает, что на 1 квадратный метр земельных участков, переданных «инвесторам» для решения проблем обманутых дольщиков, построена всего половина квадратного метра жилья (553 000 квадратных метров на 109 гектарах). При том, что в Новосибирске действует норматив, разрешающий строить с плотностью застройки 2,5 (квадратного метра жилья на квадратный метр земельного участка), и многие застройщики просят (и, как правило, получают) разрешения его повысить.

В правительстве Новосибирской области к моменту публикации материала на запрос «ФедералПресс» не ответили.

Получаем землю без торгов

Координатор движения «Искалеченный Новосибирск» (борется с точечной застройкой) Михаил Рязанцев предполагает, что часть «инвесторов» использует МИПы, чтобы «застолбить» выгодный земельный участок, а по сути он стоит пустой (видимо, в ожидании настоящих инвесторов):

«Думаю, что МИП может быть и был хорошей идеей по снижению затрат для инвестпроектов, но в итоге стал просто продолжением распила земли без конкурсов. Раньше, до 2015 года, это делал муниципалитет, теперь это полномочия губернаторов. Вот, например, итог спортивных МИПов. Сейчас обсуждается выделение участка на территории областной больницы якобы под спортивный объект. Но в километре от этого места на улице Блюхера на стадии котлована уже третий год стоит какой-то реабилитационный центр, который должен быть в 16 этажей. Или котлован на Воинской, рядом с центром Подгорного – так же стоит без движения третий год. Со стороны выглядит – как бы набрали земли без торгов и ждут... инвестиций со стороны».

Он отметил, что построенные здания могут использоваться не в тех целях, которые заявлялись в МИПе. Например, то самое 16-этажное здание на Блюхера должно стать якобы медцентром для спортсменов.

«Кто и как потом будет контролировать, что оно не сдается под офисы?» – задается вопросом Рязанцев.

Эксперт в области недвижимости Дмитрий Холявченко уверен, что никакие социальные обременения не компенсируют издержки, возникающие из-за отказа от торгов. Он считает, что МИПы теряют свой смысл в той их части, которая направлена на решение проблем обманутых дольщиков. Так как основная тяжесть по решению проблем обманутых дольщиков переносится на федеральный ППК «Фонд». Поэтому Холявченко ожидает сокращения применения программы МИПов.

«Хотя она все равно будет использоваться в своем полукоррупционном формате распила муниципальной земли для точечной застройки. Что будут делать с уже находящимися в реализации проектами, по которым не привлечены инвестиции, – большой вопрос, отвечать на который, или не отвечать, будет, видимо, губернатор», – добавил он.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева