Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
19 ЯНВАРЯ, 2023
С 1 декабря 2022 года российские органы власти по закону обязаны вести свои официальные страницы в соцсетях. В аккаунтах они должны публиковать отчеты о мероприятиях и комментарии по самым важным вопросам. В первой серии нового спецпроекта «ФедералПресс» узнал о том, кто из чиновников Северо-Запада интересно ведет свои соцсети: какие площадки они используют, о чем пишут, сколько собирают просмотров.
Мэр Вологды Сергей Воропанов успешно ведет страницы практически во всех популярных в России соцсетях. Особой популярностью пользуется TikTok градоначальника, на который подписалось уже более 150 тысяч человек. В аккаунте глава города в простой и юмористической форме рассказывает о том, как пройти бюрократические процедуры, о решении городских проблем. Свою цифровую активность глава города объясняет так: «Если чиновника нет там, где все люди – значит, и чиновника нет».
«Если ты о своей работе не рассказываешь жителям, которые сидят в социальных сетях, значит ты не работаешь», – говорит Воропанов в беседе в «ФедералПресс».
Ведет мэр Вологды и телеграм-канал, на который подписан 5 471 человек. Его посты на этой площадке собирают от 6 до 20 тысяч просмотров.
Почти та же статистика у страницы Воропанова «ВКонтакте». Самые популярные посты на обеих площадках – на тему СВО.
«Мы стараемся делать контент под каждую аудиторию. Во-первых, нужно быть там, где большинство людей. Во-вторых, подбирать соответствующий контент для той или иной площадки и аудитории», – говорит вологодский мэр.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов также активно развивает свои соцсети. На его телеграм-канал подписано 60 336 человек. На этой площадке он рассказывает о решении проблем в регионе, а также большое внимание уделяет семье, размышлениям, фотографиям местной природы.
На странице «Вконтакте» калининградский губернатор делится впечатлениями куда реже. Каждый месяц он публикует по два-три поста, в которых рассказывает о рабочих мероприятиях.
И если некоторые органы исполнительной власти только сейчас заходят в социальные сети, то многие депутаты там работают довольно давно. Например, петербургский парламентарий Борис Вишневский ведет телеграм-канал на 10 126 подписчиков, где делится своими статьями, выступлениями в заксобрании, видением проблем города и страны.
Однако посты в среднем не набирают более четырех тысяч просмотров.
Страница Вишневского во «ВКонтакте» заблокирована.
Политолог Петр Быстров в разговоре с «ФедералПресс» указывает, что самая популярная среди чиновников соцсеть – «ВКонтакте». До 2022 года большую активность они проявляли в Instagram*, из которого все политики и служащие ушли после начала СВО. «Одноклассники» считаются наиболее эффективной площадкой для коммуникации с населением в малых городах и в сельских районах, где средний возраст населения выше, чем в столицах регионов, замечает эксперт.
По словам Быстрова, аудитории чиновников в соцсетях лучше всего «заходят» личностные посты – особенно с членами семьи.
«Например, недавно новгородский губернатор Андрей Никитин рассказал на странице, что у него ребенок родился. Так запись собрала огромное количество просмотров и лайков», – комментирует политолог.
Также подписчики положительно реагируют на посты о решении проблемы на той или иной территории: строительство поликлиники, школы, детсада, ремонт дороги.
Неизменной популярностью пользуются рассказы чиновников о своих домашних животных, подчеркивает эксперт.
Блогер и создатель социально-значимого проекта в ОК.ru Светлана Патахонова добавляет, что в последние годы чиновники муниципального и регионального уровней в СЗФО стали намного активнее вести свои личные страницы.
«Можно выделить тех, у кого грамотно выстроена контентная политика: тексты написаны живым языком, есть публикации личного контента. Но встречаются и единичные случаи, где публикаций нет в течение месяца, кабинетные фото и огромные полотна текста-канцелярита», – оценивает Патахонова.
Она рекомендует чиновникам в СЗФО проработать контентную политику: выделить рубрики, отказаться от большого числа открыток и репостов, чаще публиковать новости, соблюдая хорошую периодичность.
«И обязательно писать тексты на понятном для подписчиков языке», – говорит Светлана Патахонова.
По словам Петра Быстрова, хуже всего в чиновничьих соцсетях «заходит сидячка»: провели совещание, оценили развитие, обсудили ход решения. Эксперт указывает, что такие чиновничьи протокольные мероприятия нельзя хорошо проиллюстрировать. Множество чиновников, сидящих в кабинете в галстуках, мягко говоря, текст не украшают, говорит Быстров.
«А достаточно показательный пример «как делать не надо» – это губернатор Петербурга Александр Беглов. Обилие ботов в комментариях, отсутствие человеческой, личностной окраски, информации о семье, хобби, домашних животных. У него очень формальный образ бюрократа-чиновника», – считает эксперт.
Те чиновники, кто ведет соцсети достаточно давно, делают это эффективнее, чем новички, подчеркивает политолог Петр Быстров. Причина, по его словам, в том, что медийные команды «ветеранов» за годы работы поняли, как эффективнее взаимодействовать с аудиторией на той или иной площадке.
Вологодский мэр Сергей Воропанов называет «главным антикейсом» отсутствие мэра одного из городов РФ в соцсетях.
«Любой аппарат муниципалитета способен организовать работу в социальных сетях. Чиновникам просто нужно посмотреть по сторонам и наладить контакт с молодежью, попросить ее на начальном этапе помочь выдавать контент», – говорит вологодский мэр, чей TikTok продолжает набирать популярность.
В следующих материалах спецпроекта «ФедералПресс» составит рейтинг социальных сетей губернаторов, мэров столиц СЗФО, спикеров законодательных собраний и депутатов.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, скриншот: VK, Telegram