Редакция «ФедералПресс» / Дарья Сеймовская
Москва
1 ФЕВРАЛЯ, 2023
В январе были опубликованы результаты исследования цен на бензин и его доступности для жителей европейских государств. Всего в рейтинге 31 страна, и Россия закрепилась примерно посередине – на 17-м месте, подсчитало агентство РИА Новости. Где заправляться накладнее всего и сколько стоит топливо в Европе, расскажет «ФедералПресс».
2022 год стал для рынка топлива весьма непростым: из-за растущей напряженности в Европе, санкционного давления и масштабной перекройки рынка цены реагировали бурным ростом, который в некоторых странах достигал значения в 80 % и более.
Ситуация несколько стабилизировалась к середине лета, однако все равно остались выше показателей прошлого года в подавляющем большинстве стран. Так, бензин подорожал в 25 странах из списка исследуемых и лишь в шести подешевел.
Лидерами роста стали:
Лидерами падения цен стали:
Самый дешевый бензин – в Казахстане: литр АИ-95 стоит всего 31,3 рубля. Россия на втором месте: 51,3 рубля за литр. И почти в пять раз казахстанского дороже бензин в Норвегии: 145 рублей за литр. Это антилидер среди европейских стран по цене бензина. Ненамного дешевле бензин в Финляндии, Греции, Франции и Дании, где за литр АИ-95 придется отдать более 135 рублей.
Интересно, что, согласно исследованиям, цены на дизельное топливо в прошлом году поднялись во всех странах без исключения. И здесь звание страны с самой гуманной ценой для потребителя досталось России: литр ДТ стоит 58,7 рубля против шведских 155,4 рубля (это самое дорогое дизтопливо в Европе).
Несмотря на низкие по сравнению с Европой цены на топливо, в рейтинге доступности для населения Россия всего лишь 17-я: сказались более низкие доходы жителей страны. 1059 литров 95-го бензина – именно столько может позволить себе среднестатистический россиянин со среднестатистическим доходом.
Возглавлял рейтинг доступности Люксембург: граждане этой страны могут купить в месяц 2557,3 литра по 110,2 рубля. Неплохи дела с покупательной способностью в Ирландии, Норвегии, Великобритании и Нидерландах, которые также вошли в пятерку доступности.
Не повезло больше всех венграм: они могут позволить себе лишь 455 литров топлива в месяц при его цене в 121,7 рубля. Также неважно дела в рейтинге у Румынии, Латвии, Белоруссии и Словакии (от 522 до 599 литров в месяц).
Делать прогнозы в непростое экономическое время трудно, в этом сходятся все эксперты. Однако общие тенденции, несмотря на массу факторов неопределенности, все же предсказуемы.
Главные удары по рынку придутся на начало года. И среди них введение эмбарго на нефть из России уже 5 февраля, а также установление потолка цен на российскую нефть. Эксперты не исключают, что это приведет на какое-то время к дефициту на рынке и спровоцирует очередной скачок цен для потребителей.
А вот тенденций к снижению цен на бензин и другие виды топлива пока нет. Поэтому насколько доступной будет для населения поездка на заправку в 2023 году, можно будет сказать, лишь наблюдая за динамикой доходов населения Европы.
В России цены на бензин подвержены государственному регулированию. Так, в 2022 году правительством была поставлена задача не допустить роста стоимости топлива выше инфляции. Поэтому по факту в 2022 году бензин при инфляции в 11,1 % поднялся в цене на 0,6 %, а дизельное топливо – на 8,4 %.
Аналогичная задача – удержать цены в рамках инфляции – стоит и на 2023 год. Однако некоторые факторы будут играть против. К примеру, на 4 % в 2023 году растет акциз на бензин. Опять-таки, немаловажную роль играет курс рубля: если он будет снижаться относительно евро и доллара, издержки нефтяников будут расти.
О вышеупомянутых внешних факторах (эмбарго и потолок цен) также забывать не стоит. Именно они способны ударить по отрасли больнее всего, ведь если сырую нефть можно легко переправить в Азию, практически не теряя в доходах, то что делать с продуктами нефтепереработки, которые азиатам не слишком интересны? Это может затормозить переработку, что негативно скажется на ценах внутри страны.
Обнадеживающее заявление сделал в недавнем интервью ТАСС вице-премьер Александр Новак. По его словам, удержание цен внутри страны является стратегической задачей.
Фото: Елена Майорова / ФедералПресс
Инфографика: Маргарита Неклюдова / ФедералПресс