Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Зачем дорожному королю Екатеринбурга мандат депутата

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
16 ОКТЯБРЯ, 2023

Депутат думы Екатеринбурга Павел Пустозеров собрался на новый срок, рассказывают источники в местном истеблишменте. При этом к концу работы действующего созыва он остается в числе самых малозаметных народных избранников, зато является совладельцем одного из крупнейших дорожных подрядчиков – ГУДСР. О том, как Павел Пустозеров связан с бизнесом на дорожном ремонте и каковы его шансы пройти в думу на новый срок, – в материале «ФедералПресс».

Депутату – миллиарды, избирателям – чаепитие

О начале коммерческой и политической карьеры Пустозерова мы писали еще три с половиной года назад – за это время в качестве депутата он не запомнился практически ничем. На сайте думы его реплики на заседаниях упоминаются всего один раз за весь нынешний созыв – тогда он интересовался благоустройством парка имени Энгельса. На сайте свердловского отделения «Единой России» есть несколько десятков новостей о Пустозерове, но, как правило, он лишь поздравляет жителей с праздниками или раздает продуктовые наборы. Страница депутата «ВКонтакте» обновляется раз в несколько месяцев и тоже в основном заполнена поздравлениями. Впрочем, изредка Пустозеров отчитывался о «праздниках двора» и чаепитиях с пенсионерками, а также публиковал благодарности от жильцов за помощь в благоустройстве.

Несмотря на скромные политические успехи депутата, компания ГУДСР, в которой Пустозеров занимает пост первого замгендиректора и владеет 10-процентной долей, продолжает процветать. Она была создана еще при мэре Аркадии Чернецком и, как считалось, пользовалась покровительством его администрации: один из основателей Кирилл Ляшенко – сын бывшего вице-мэра по благоустройству. С тех пор сменились уже несколько градоначальников, но позиции фирмы непоколебимы. В 2021 году, по данным Seldon.Basis, она получила государственные и муниципальные контракты на 5,2 млрд рублей, в 2022 – на 4,9 миллиарда. Среди наиболее значимых проектов – Макаровский мост, улицы в Новокольцовском, Академическом и районе Ледовой арены.

«Дорожный рынок давно подмяли под себя «киты», в первую очередь то же ГУДСР. В последние годы их немного потеснили «Уралдортехнологии». Маленькие компании они вытеснили на субподряд и живут припеваючи. За пять лет, которые можно было потратить на то, чтобы качественно улучшить дороги, ничего не поменялось», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» бывший член общественной палаты Екатеринбурга Алексей Беззубый.

По словам Беззуба, доходам «китов» дорожного рынка способствуют и некоторые чиновники. Например, при расчете гарантийного срока они могут закладывать более высокий транспортный поток, чем существует в действительности, чтобы этот срок быстрее закончился, объясняет общественник. А в 2019 году счетная палата добилась исключения из контракта с ГУДСР участка проспекта Ленина, который ремонтировался всего лишь за несколько лет до этого. Другими словами, несколько миллионов из бюджета планировали потратить на перекладывание асфальта, которое, как установила счетная палата, вовсе не требовалось.

При этом, согласно анализу данных Seldon.Basis, в большинстве случаев в тендерах, где победу одерживало ГУДСР, не участвовали другие компании. Это позволяло фирме Пустозерова выигрывать, предлагая заключить контракт по начальной цене или с минимальным понижением. Например, недавно в тендере на строительство участка улицы Амундсена стоимостью более 616 млн рублей ГУДСР не снизило цену ни на копейку и при этом выиграло, так как других желающих на «лакомый кусок» просто не нашлось. Такая же ситуация сложилась и при строительстве улицы Ландау стоимостью более 300 миллионов, и в ряде других случаев. Зато в тех немногих тендерах, где дорожники все же конкурировали, цена сразу падала. Скажем, в августе разыгрывался контракт на ремонт дорог стоимостью 279 миллионов – тогда на торги заявились пять компаний, и ГУДСР пришлось сбить цену до 215 миллионов, чтобы выиграть.

«Теоретически закупки проходят на конкурентном поле, но в последние годы очень редко случается так, чтобы цена снижалась более чем на 4–5 %. Все дорожники знакомы друг с другом, и, по всей видимости, научились договариваться. Я не знаю, чем у нас занимается антимонопольная служба», – возмущается член городской общественной палаты Екатерина Петрова.

Малый бизнес оказался родственным

Между тем свердловское управление ФАС однажды все же атаковало ГУДСР, но неудачно. Тогда компанию уличили в сговоре с компаниями «АСТ-Групп» и ИЦ «Дорконтроль», но арбитражный суд отменил это решение. Как выяснилось, фактически все три компании принадлежали одним и тем же людям.

Решения приоткрыли внутреннюю «кухню» подрядчика. Как выяснилось, учредитель «АСТ-Групп» Павел Осинцев – племянник одного из компаньонов Пустозерова Александра Осинцева, а учредитель «Дорконтроля» Всеволод Смирнов – сын многолетней любовницы другого совладельца ГУДСР Андрея Козловского. Фактически обе компании были нужны, чтобы обойти требования мэрии передавать часть работ на субподряд малому и среднему бизнесу. Например, при реконструкции Макаровского моста «Дорконтроль» получил контракты с ГУДСР на 398 млн рублей.

Примечательно, что тому же Смирнову, по данным Seldon.Basis, принадлежит и испытательный центр «Дорожные технологии», который несколько раз выигрывал тендеры на диагностику новых дорог. В частности, речь шла и о тех улицах, которые ремонтировало ГУДСР. Впрочем, с 2019 года такая схема не применялась.

«Статус депутата дает преимущества»

Как отмечает Екатерина Петрова, формально избрание Пустозерова в думу не означает конфликта интересов. Тем не менее, его вполне можно причислить к лоббистам дорожного бизнеса, считает она.

«Конфликт интересов может возникнуть тогда, когда госслужащий или депутат непосредственно распоряжается бюджетными деньгами, то есть отвечает за распределение бюджетных средств. У нас этим занимается администрация. Но если разобраться, у нас половина городской думы – лоббисты каких-то сфер», – говорит общественница.

Алексей Беззуб отмечает, что, хотя чиновникам «сложнее отказать» депутату, сейчас полномочия думы сокращаются. По его мнению, объемы дорожных контрактов и контроль за их исполнением больше зависят от областного минтранса и городской администрации, чем от городской думы.

Хотя депутаты сейчас не могут действовать давлением и шантажом, их возможности для лоббизма все еще значительны, спорит директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, профессор кафедры политических наук УрФУ и председатель экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин.

«Давно прошли те времена, когда все решалось просто. Сейчас все решается очень непросто, и статус депутата дает преимущества для лоббистской деятельности. Вопрос «а что мне это даст?» в основном задают те, кто еще не погрузился в эту сферу», – наставляет он.

Анатолий Гагарин называет Пустозерова «середнячком», который вполне может претендовать на следующий срок. В его пользу говорит опыт избрания по одномандатному округу и участие в мероприятиях на своей территории, объясняет политолог. В то же время большинству избирателей он должен напомнить о себе, прогнозирует он.

Павел Пустозеров на момент публикации не ответил на вопросы, переданные через помощницу.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин; скриншоты ВКонтакте