Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
20 ФЕВРАЛЯ, 2023
Спикер законодательного собрания с точки зрения закона считается вторым лицом в управленческой системе региона. Он обязан быть вовлечен в социальные, политические, управленческие процессы, выстраивать коммуникацию как с исполнительной властью, так и с избирателями. В этом «главным парламентариям» помогают социальные сети. В новой серии спецпроекта «ФедералПресс» узнал, насколько эффективно руководители заксобраний на Северо-Западе РФ пользуются этим инструментом.
Спикерам заксобраний, как и любым депутатам, социальные сети нужны, чтобы информировать избирателей о своей работе и происходящем «на земле», делится с «ФедералПресс» мнением блогер Ксения Романова. Она считает, что онлайн-страницы также являются частью личного бренда политика, визитной карточкой его партии. Страница в соцсетях при этом позволяет спикеру не только получать обратную связь от населения, но и следить за работой коллег по парламенту.
Политолог Сергей Григорьев замечает, что, «к сожалению, жители не до конца понимают различия между законодательной и исполнительной властью». По его словам, депутатов многие принимают за чиновников.
«Поэтому парламентариям особенно важно вести соцсети – чтобы донести до избирателей это разграничение в функционале и полномочиях», – считает эксперт.
Он добавляет: недопонимание происходит из-за того, что многие спикеры специально занимаются «перетягиванием одеяла» у исполнительной власти – пишут об открытии соцобъектов, строительстве дорог. При этом они нечасто рассказывают о законотворческой работе, парламентском контроле или обращениях жителей по поводу проблем «на местах». Это, подчеркивает политолог, говорит о том, что руководители парламентов нацелены на «отчеты об успехах», которые в большинстве своем относятся к работе региональных правительств или местных администраций.
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты отмечают общий для всех соцсетей спикеров северо-западных заксобраний минус – в них мало внимания уделяется проблемам избирателей.
«Если бегло просмотреть аккаунт спикера регионального заксобрания, то его тяжело отличить от высокопоставленного чиновника. А депутат должен быть ближе к людям, но на своих страницах они разве что только во вторую-третью очередь выглядят представителями народа»», – отмечает политолог Петр Быстров.
Самыми популярными социальными сетями для спикеров заксобраний в СЗФО можно назвать «ВКонтакте» и Telegram. «Одноклассники» народные избранники используют нечасто. Политолог Петр Быстров связывает это с большим количеством пользователей и удобным механизмом обратной связи. Но насколько эффективно политики пользуются этими площадками? Давайте проверим.
Главная проблема лежит на поверхности – не у всех спикеров в СЗФО есть страницы в популярных социальных сетях. В ВК профили созданы у восьми из 11 руководителей заксобраний. Екатерина Прокопьева из Архангельска, Александр Лутовинов из НАО и Александр Котов из Пскова рассказывают о своей работе через общие паблики местных парламентов.
В Telegram ситуация выглядит и того хуже. Никакого канала связи c подписчиками на этой площадке нет у Сергея Бебенина из Ленобласти, Сергея Дубова из Мурманска и опять же у Екатерины Прокопьевой. При этом только у четверых спикеров в «телеге» есть личный канал. О работе остальных можно узнать лишь на общих страницах парламентов.
«Конечно, отсутствие соцсетей и связи с населением плохо скажется на рейтинге депутатов. Наличие каналов делает представителей власти ближе к людям, создает невидимый мостик взаимоотношений, благодаря которому они узнают свежие новости от первых лиц», – считает Ксения Романова.
Те спикеры, у которых есть свои страницы, с технической точки зрения «ведут каналы и аккаунты профессионально», считает Романова.
«Они достаточно информативны, содержат много информации и располагают к себе. Полезный контент, хороший слог, качественные фото и даже видео. Все выдержано в едином стиле», – отмечает Романова.
Но чаще спикеры ведут социальные сети только «для галочки», говорит политолог Григорьев. По его мнению, платформы депутатов должны провоцировать диалог с гражданами, но этого не делает практически никто из руководителей заксобраний в СЗФО. Периодически обратную связь от подписчиков запрашивает спикер петербургского закса Александр Бельский на своей странице «ВКонтакте». Но нечасто.
При этом избирателям важно видеть не только рабочие моменты, отмечает Григорьев. Он подчеркивает: спикер – тоже избранный депутат, который представляет людей. И многим интересно – а что он за человек.
«На страницах спикеров должен присутствовать и личный контент – про семью, хобби, какие-то размышления», – отмечает политолог.
У спикеров в СЗФО, как правило, в разы меньше подписчиков в соцсетях, чем у губернаторов: про соцсети глав регионов «ФедералПресс» рассказывал в другой серии спецпроекта. Сергей Григорьев разницу в цифрах связывает с большим управленческим весом глав субъектов, а также с тем, что депутаты в последние десятилетия теряют влияние в политическом поле: как на федеральном, так и на региональном уровнях.
«Отсюда и меньшее внимание к их социальным сетям», – отмечает Григорьев.
По словам Петра Быстрова, депутаты стали «тенью губернаторов» – у них почти нет полномочий для реального влияния на процессы, поэтому они вынуждены поддерживать линию исполнительной власти. Поэтому и спикеры в регионах уже давно утратили статус «второго лица» в политической иерархии – это место занято либо главой администрации губернатора, либо руководителем правительства субъекта РФ.
«Времена, когда спикеры и депутаты были на слуху у людей, ушли в прошлое. Роли депутатов в политическом процессе существенно снизились. Они стали больше исполнителями функций, чем реальными законодателями. Из-за этого интерес к ним и падает», – заключает Быстров.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова