Редакция «ФедералПресс» / Алена Людвиг
Ненецкий автономный округ
10 МАРТА, 2023
Опыт «зеленой» энергетики хозяин частной турбазы в Ненецком автономном округе уже может транслировать на весь мир. Более того, вся территория «Ханавэй Ся», что в переводе с ненецкого означает «Соколиный обрыв», может считаться экспериментальной площадкой. За полярным кругом на побережье Баренцева моря рядом с ветряком и солнечными батареями в голой тундре появились клубника, кедры и яблони. Плюсы и минусы использования альтернативной энергии выясняли в «ФедералПресс».
Турбаза «Ханавэй Ся» расположена в 90 километрах от Нарьян-Мара и 18 километрах от Баренцева моря. Такая удаленность от административного центра Ненецкого округа, с одной стороны, обеспечивает гостям абсолютное единение с арктической природой, с другой – множество трудностей со светом, теплом и связью.
Летом доехать можно только по реке, зимой – на снегоходе. Доставка стройматериалов, продовольствия и топлива на снегоходе или лодке – само по себе экстрим. Ведь рядом нет населенных пунктов и дорог, одна сплошная природа.
Первый ветряк на турбазу два года назад привез гость из Германии. Как говорит хозяин «Ханавэй Ся» Федор Личутин, турист из Европы очень удивился отсутствию альтернативных источников энергии в арктической глубинке. В следующий визит немецкий гость в качестве презента привез солнечную панель: устройства на 12 Вт хватало для одной электролампочки. В новый приезд иностранец презентовал небольшой ветряк мощностью 500–600 кВт. Вырабатываемой энергии было достаточно для работы четырех электролампочек и зарядки телефона.
Опыт использований «зеленой» энергии оказался удачным, хотя подаренный немцем ветрогенератор не выдержал испытаний русской Арктикой и сломался. После этого хозяин маленькой турбазы на свои деньги приобрел дополнительные солнечные батареи и более мощный ветряк. Увы, дорогой импортный ветрогенератор мощностью до 1,5 киловатта сломался через три месяца, когда на Баренцевом море начались сильные осенние ветра.
Второй ветряк после покупки хозяину пришлось дорабатывать самостоятельно, с учетом опыта использования первого ветрогенератора. Его установили на меньшую высоту в шесть метров и сделали специальное устройство, чтобы можно было самостоятельно демонтировать лопасти в период сильных ветров. Также лопасти обрезали на семь сантиметров, чтобы уменьшить скорость вращения.
«В основном ветряки рассчитаны на краткосрочный порыв ветра, то есть на 10–15 минут, от 40 метров в секунду. А осенние ветра на побережье могут дуть два-три дня со скоростью 20–30 метров. В итоге механизм просто сгорает от перегрузок», – сетует хозяин турбазы.
В итоге второй ветрогенератор ждет ремонта, а для турбазы хозяин заказал новый ветряк. Он условно российского производства: отечественной сборки из импортных деталей. В Нарьян-Мар третий по счету ветряк мощностью 1 кВт планируют доставить в апреле. Если устройство окажется надежным, то приобретут и четвертый – более мощный.
В настоящее время на турбазе «Соколиный обрыв» в качестве альтернативных источников энергии используют восемь солнечных батарей. А еще стоит солнечный коллектор, который помогает отапливать баню. Весной при температуре на улице минус 10 получается нагревать помещение с помощью «зеленой» энергии до десяти градусов тепла.
«Солнечный коллектор помогает экономить на дровах для бани. Растапливать в мороз нагретое помещение быстрее и легче. Также солнечная энергия будет нужна для импортных дизельных котлов. Автоматическая работа одного устройства потребляет 100 ватт электричества. Ранее купленный корейский котел хорошо себя зарекомендовал, планирую приобрести еще три штуки», – говорит Федор Личутин.
Как показал опыт, эти устройства в тундре должны работать в паре, дополняя друг друга. В полярную ночь эффективнее ветрогенератор, в полярный день – панели. В 2022 году на турбазе работали пять солнечных панелей. С утра до 15 часов этой энергии хватает для бытовых приборов: сушилки на 2 кВт, насоса для полива огорода, электрочайника на полтора киловатта. Излишки электроэнергии запасают в аккумуляторы от КАМАЗов. Другой альтернативы пока нет, более мощные и емкие аккумуляторы стоят очень дорого.
«Панели показали себя надежнее и долговечнее, срок службы – 15–20 лет. Одна панель выдает 400 Вт электроэнергии. А ветряк раз в год нужно технически обслуживать. На лопастях намерзает иней и лед, есть трущиеся детали, которые требуют замены», – поясняет хозяин турбазы.
До этого на «Ханавэй Ся» электричество вырабатывали бензиновые станции ценой 40–50 тысяч рублей. Но через год такое устройство при регулярной эксплуатации ломалось бесповоротно. Дизельная электростанция работает дольше, но на холоде хуже заводится. Теперь традиционные источники энергии дополняют альтернативные.
Солнечные батареи и ветряк отбивают затраты на приобретение за год-полтора, говорит арктический предприниматель. Стоимость одного киловатта энергии стоит примерно 120 рублей. В населенных пунктах НАО с централизованным энергообеспечением он обходится в 5–10 рублей.
Все «зеленые» устройства хозяин частной турбазы покупал за свои средства. Предпочитает в этом смысле полагаться только на себя, чтобы ни от кого не зависеть. Солнечный коллектор для бани обошелся в 300 тысяч рублей, на солнечные панели потратили в общей сложности 100 тысяч целковых. Второй ветряк обошелся свыше 100 тысяч, потратиться пришлось на надежные электрокабели, сопутствующее оборудование и материалы: аккумуляторы, балансиры и многое другое. Сэкономить удалось на установке и доставке от Нарьян-Мара до турбазы: техника своя и золотые руки хозяина. Федор Личутин говорит, что на помощь приходит интернет, где есть видеоинструкции и полезные советы. Тем более, что на турбазе благодаря альтернативным источникам энергии Сеть теперь есть всегда. В интернет-поисках и установке оборудования помогают сыновья Павел и Михаил.
Государственный эксперимент с альтернативной энергией в НАО начался в 80-х годах прошлого века. Тогда придумали устанавливать ветряки на сани, чтобы оленеводы в тундре могли пользоваться электричеством. Из-за существующих на тот момент технологий опыт оказался неудачным. Не удалось запрячь ветер в упряжку и в окружном поселке Амдерма. В 2013 году ветродизельный энергокомплекс был самым крупным и перспективным проектом по использованию «зеленой» энергии в НАО.
Ветромониторинг и строительство электростанции проходило на средства гранта программы приграничного сотрудничества «Коларктик». В Амдерме установили четыре ветрогенератора по 50 киловатт. Планировалось вырабатывать до 40 % электроэнергии от общего потребления поселка и снизить бюджетные затраты региона на доставку топлива. Но из-за ошибки в проектировании ветрогенераторы некачественно сопрягаются с существующей сетью. Проект планируется доработать, но сроки неизвестны.
В настоящее время ветрогенераторы установлены в небольших населенных пунктах Запорного района НАО – по четыре ветряка в каждом. Это деревни Мгла, Осколково, Устье и Белушье.
«Ветрогенераторы устанавливали там, где есть специальное оборудование – литий-ионные аккумуляторы. Установки альтернативных источников энергии дополняют традиционные дизельгенераторные электростанции и экономят топливо», – сообщил «ФедералПресс» руководитель муниципального предприятия Заполярного района НАО Сергей Калашников.
Хотя ветровая энергетика считается безопасной по влиянию на окружающую среду, но, как у любого предмета и явления, у альтернативного источника энергии есть и отрицательные стороны. Ветряки могут менять пути миграции птиц, также крылатые существа калечатся и умирают от крутящихся лопастей. Вибрация становится причиной гибели живых существ, обитающих в почве.
«У ветрогенераторов есть три минуса. Во-первых, это сложности утилизации лопастей, вышедших из строя. Во-вторых, высокие ветряки часто губят птиц. В-третьих, вибрации уничтожают дождевых червей, являющихся важной частью почвенной экосистемы. Так как речь идет об арктических тундрах, то там там нет фауны в большом количестве. Меньше птиц, а почвенный слой образуется в основном микроорганизмами. Кроме того, ветрогенераторы, используемые для частного потребления, меньшей высоты и по большей части не мешают пернатым. В отличие от высоких промышленных ветрогенераторов, используемых в агломерациях. Утилизация и замена лопастей ветряков, как правило, входит в стоимость обслуживания компании-производителя. Таким образом, использование ветрогенераторов как альтернативных источников энергии приносит больше пользы, чем вреда», – пояснил эколог Юрий Шевчук.
Фото: Федор Личутин