Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
22 МАРТА, 2023
В Петербурге с 20 марта стартовал сезон проката электросамокатов. Этот транспорт каждые весну и лето становится камнем преткновения для горожан. Пока одни радостно рассекают на двух электроколесах по тротуарам, другие шлют им в спину проклятья в месть за испуг. Регулярно в соцсетях и со страниц СМИ звучат призывы и вовсе запретить электросамокаты. И вот – они вновь на улицах Северной столицы, но уже в другом статусе, который накладывает на водителей ряд ограничений. О новых правилах для езды на индивидуальном электротранспорте и том, насколько он нужен жителям Петербурга, – в материале «ФедералПресс».
С 1 марта российские ПДД признали существование электросамокатов, электровелосипедов, моноколес, сегвеев и гироскутеров. Они официально получили статус «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Это, согласно законодательству, «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя.
До первого дня весны 2023 года водители маломощных СИМ на дорогах фактически приравнивались к пешеходам. Средства «посильнее» – с двигателем зарядом более 0,25 кВт – относились к мопедам.
Теперь передвигаться на электросамокате и похожих устройствах разрешено со скоростью не больше 25 км/ч. Водить СИМ – только с 14 лет. Передвигаться на них можно по:
«Появился орган ГИБДД, который будет контролировать данные СИМ. Соответственно, при возникновении ДТП мы уже понимаем, с чем имеем дело», – комментирует поправки заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Дмитрий Ваньчков.
Власти Северной столицы уже установили в городе правила для СИМ, отличные от общероссийских. Так, комитет по транспорту сейчас заключает соглашения с кикшеринговыми компаниями (прокатчиками электросамокатов. – Прим. ред) об использовании этих транспортных устройств в Петербурге. Первым подпись под документом поставил сервис Whoosh, в ближайшее время городские власти ждут аналогичного решения от других фирм.
Это соглашение:
В документе указаны зоны, где нельзя оставлять арендованные самокаты. Это, к примеру, охранные зоны метрополитена. Оставить прокатный СИМ можно не ближе чем в 15 метрах от входа и выхода станции.
«Регулировать дорожное движение СИМ в Петербурге будут при помощи специальных знаков, которые будут определять, где средствами индивидуальной мобильности пользоваться можно, а где – нельзя», – добавляет Дмитрий Ваньчков.
«Я не думаю, что с вступлением в силу поправок что-то поменяется. Большинство из тех, кто пользовался СИМ, будут продолжать ездить по-прежнему. Пока не будет жесткой регламентации управления этими устройствами от Верховного суда, юридическая неразбериха не закончится», – делится мнением в разговоре с «ФедералПресс» автоюрист Лев Воропаев.
С ним соглашается и независимый транспортный эксперт из Петербурга Михаил Бурцев. По его мнению, надзор за соблюдением правил в сфере СИМ остается скорее формальным, «больше на бумаге». При этом из текста законодательства неизвестно, смогут ли сотрудники ГИБДД привлекать к ответственности нарушителей.
«Да, электросамокаты теперь учтены в законодательстве, но законопослушность водителей до сих пор осталась на крайне низком уровне», – говорит Бурцев в беседе с «ФедералПресс».
Он отмечает, что пока не видит «действенных мер, чтобы заставить водителей электросамокатов соблюдать правила».
«При этом 25 км/ч. – это достаточно большая скорость при столкновении, очень опасно. Поэтому неудивительно, что пешеходы на тротуарах с тревогой реагируют на электросамокатчиков», – говорит Бурцев.
Лев Воропаев же полагает, что активно выявлять нарушения в управлении электросамокатами будут лишь в том случае, «если сотрудникам ГИБДД будут «спускать план». Сейчас же, замечает автоюрист, остается много вопросов.
«Непонятно, каким образом полицейские будут определять скорость движения СИМ? Ведь у сотрудников ГИБДД отобрали радар-детекторы. А при помощи системы видеокамер будет тяжело установить личность нарушителя, потому что у электросамокатов нет государственного регистрационного знака», – подчеркивает автоюрист.
Электросамокаты уже стали частью транспортной экосистемы Петербурга, замечает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. По его мнению, для многих это очень удобный транспорт «последней мили» (транспорт, который поможет человеку преодолеть финальную часть пути, которую он обычно проходит пешком. Например, от автобусной остановки до подъезда или офиса. – Прим.ред).
Эксперт замечает, что компании-прокатчики в Северной столице стали подстраивать стоянки электросамокатов в городе под схему общественного транспорта – автобусов, троллейбусов, метро.
«Это позволяет преодолевать «последнюю милю» еще комфортней. Ведь каждый новый вид транспорта пытается закрыть ранее незанятую нишу. Это закон любой экосистемы», – говорит Валдин.
При этом городские власти никак не учитывают электросамокаты и прочие СИМ в планах развития транспортной инфраструктуры города, несмотря на популярность этих устройств для передвижения.
«То, что обустроенных условий для СИМ нет, – это нормально, все-таки они относительно новое явление. Плохо то, что инфраструктура для них даже не планируется. Это мешает электросамокату стать полноценным транспортом. Сейчас он остается скорее развлечением», – делает вывод Бурцев.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева