Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Деньги, самолеты и туризм: предвыборные обещания и реальность губернатора Амурской области

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Амурская область
24 МАЯ, 2023

В 2023 году на Дальнем Востоке пройдут выборы губернаторов сразу в пяти регионах. Смениться или остаться на своих местах должны главы Приморья, Амурской области, Чукотки, Якутии и Магаданской области. Редакция «ФедералПресс» запускает спецпроект: вспоминаем главные обещания бывших врио губернаторов и оцениваем, какие из них удалось выполнить. В первом выпуске – Амурская область и ее губернатор Василий Орлов.

Личное

Василий Орлов, еще в статусе врио губернатора, летом 2018 года рассказывал о том, что активно ведет свои соцсети, и попутно постил в них, тогда еще не запрещенных в России, фото и видео, рассказывал о своей жизни.

В интервью «Амурской правде» отметил: не хочет превратиться в скучного чиновника со скучными социальными сетями.

«Присутствовать в соцсетях буду обязательно. Но я не хочу просто отчитываться о работе – хочу, чтобы аккаунт был живой, с подлинной обратной связью. Считаю, что важно быть открытым, не терять связи с реальностью, с людьми», – говорил в 2018 году Василий Орлов.

В 2023 году канал губернатора Амурской области выглядит так, как ему не хотелось бы: скучные отчеты и репосты сообщений от министерств. Остается неизвестным, читает ли Орлов комментарии под постами, как собирался это делать до выборов.

Инвестиции

«Приамурье неплохо выглядит в инвестиционном рейтинге Агентства стратегических инициатив (АСИ). И меня, если честно, удивило, что власти области добились столь высокого результата при слабом бюджете, отсутствии возможностей по созданию инфраструктуры для бизнеса – того, что могут позволить другие регионы. Эту работу мы стараемся продолжать», – говорил Василий Орлов в интервью ТАСС летом 2018 года.

В ежегодных рейтингах АСИ Амурская область появлялась не всегда. Дело в том, что количества мест в рейтинге немного – меньше, чем регионов в стране. Итак, в 2017, 2018 и 2019 годах Амурская область вовсе не попадала в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах. В 2020 году заняла 26-е место из 30. В 2021 году методология формирования рейтинга изменилась, осталось всего 12 мест, но на одном оказывалось сразу несколько регионов. Амурской области в списке не стало. В 2022 году регион оказался на 15-м месте – вместе с Приморьем и еще четырьмя регионами.

Уголовные дела

Еще одно предвыборное обещание – разобраться с коррупцией. По тем, кто берет взятки, глава региона прошелся жестко: обещал целую серию уголовных дел.

«Есть два принципа, которые я не приемлю: это непрофессионализм и коррупция. И это то, о чем я говорил, – корпоративная культура. Когда возникают очаги коррупции, они быстро поражают всю структуру, поэтому важно сразу их находить и изолировать. И скоро вы узнаете о нескольких делах коррупционной направленности разного уровня, мы их «пачкой» выдадим», – говорил Василий Орлов за пару месяцев до выборов.

История умалчивает, какие дела он имел в виду. В 2019 году на открытом форуме прокуратуры Амурской области журналистам рассказали, что за последние полтора года органами прокуратуры области выявлено порядка трех тысяч нарушений закона в сфере противодействия коррупции. Более тысячи лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, и еще по 16 преступлениям возбуждены уголовные дела.

«Вау-эффекта» не произошло. Самыми громкими, по оценке местных СМИ, стали дела на бывшего начальника Госстройнадзора области и главу регионального Росреестра. Под суд в 2019 году пошли также бывший замглавы администрации ЗАТО Углегорск, которого признали виновным в мошенничестве в особо крупном размере, бывший замначальника отдела по управлению имуществом администрации Свободненского района и председатель комитета имущественных отношений белогорской администрации.

Стройки века

Сразу два моста должна была построить область за пятилетку Василия Орлова. Первый – грандиозный проект трансграничного моста через реку Амур из Благовещенска в Хэйхэ.

«Строительство идет в графике, мы его в конце 2019 года запустим», – говорил Орлов в 2018 году. Мост и правда открыли, но с «небольшим» опозданием – в 2022 году.

Еще одно обещание – построить мост через реку Зея. Выполнено 50/50: с 2018 года построить необходимый городу мостовой переход не успели. Работы на объекте еще ведут, срок сдачи – 2024 год.

Дешевые билеты в Москву

Обещали амурчанам не только мосты. Например, в регионе большие проблемы со взлетно-посадочной полосой: многие самолеты не могли садиться на нее, в том числе лайнеры парка «Аэрофлота».

«Строительство взлетно-посадочной полосы в Благовещенске длиной в три километра. Стоимость проекта – 4,7 млрд рублей. Для нас этот проект очень важен, потому что транспортная доступность на Дальнем Востоке – одна из главнейших проблем. Вы знаете, что главная авиакомпании России – «Аэрофлот» – к нам не летает, так как наш аэропорт не позволяет принимать ее авиапарк», – говорил Орлов в 2018 году.

В том же интервью Орлов заявил, что «финансирование разбито на три года: с 2019-го по 2021-й. Надеюсь, если у нас не будет никаких проблем, то к концу 21-го года в аэропорту появится новая полоса, которая позволит частично решить проблему конкуренции и привлечения новых авиакомпаний. Все это в итоге отразится на стоимости авиабилетов».

Полоса не достроена до сих пор. Сроки сдачи, по данным правительства области, перенесены на конец 2023 года. Цены на билеты в столицу по-прежнему высокие: в среднем от 16 тысяч в одну сторону.

У «Аэрофлота» до сих пор нет субсидируемых направлений для полетов из Благовещенска в Москву, только в Красноярск. Из столицы Амурской области можно улететь в Москву на S7 и «Уральских авиалиниях» – очевидно, из-за того, что аэропорт все еще не может принять большие лайнеры «Аэрофлота».

Переплюнули приморские «Хаятты»

Вишенка на торте из обещаний Василия Орлова (не только – еще его предшественников) – это строительство «Золотой мили». Это набережная, парк и комплекс зданий на набережной Амура. Работы начались в 2008 году. В 2018-м Орлов обещал возродить строительство. Даже знаменитые приморские «Хаятты» столько не строили: открытия ждали 12 лет.

Скандал с набережной дошел до президента: деньги выделяли, просили еще и еще, но ничего не менялось. По оценке КСП, на конец первого полугодия 2017 года степень готовности объектов кластера составляла менее 14 %.

Шесть лет спустя «Золотая миля», в состав которой входит и канатная дорога в Китай через Амур, до сих пор не сдана. К августу этого года планируется достроить многофункциональный комплекс со спортивным и культурными объектами общей площадью 40 тысяч кв. м, а также 4-звездочный гостиничный комплекс на 224 номера. Заодно обещают возвести аллею с фонтанами, храм и зону для детских игр.

С канатной дорогой история тоже сложная. Ее начинали строить в 2019 году – то есть это полностью «детище» Василия Орлова. Но сроки сдачи, как принято, переносили. Сейчас обещают все сдать в скором будущем и запустить работу в 2024 году. Сложности объясняют санкциями со стороны Европы, так как поставщики оборудования – из Франции.

Фото: Russian Government / via Globallookpress.com / globallookpress.com, Federation Council of Russia / via Globallookpress.com / globallookpress.com