Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Проблемы с топливом в Казахстане: поможет ли Россия

Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Центральная Азия
7 ИЮЛЯ, 2023

Нынешняя неделя началась в Казахстане с топливного коллапса. Все три крупных нефтеперерабатывающих завода в этой республике по разным причинам прекратили или ограничили отгрузки бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Спасти ситуацию обещала «Газпром нефть», которая уже начала поставлять АИ-95 на казахстанские АЗС. «ФедералПресс» изучил хронологию событий.

По словам министра энергетики Казахстана Алмасадама Саткалиева, Минэнерго договорилось об импорте АИ-95 из России.

«У нас на 15 суток АИ-95 есть, в связи с ремонтами на Атырауском НПЗ Шымкентский НПЗ снизил производство 95-го, мы ожидаем, что покрытие рынка возможно только за счет импортных поставок из РФ», – сказал он. – «До 40 тыс. нам необходимо в месяц АИ-95 импортировать. Соответствующие переговоры уже идут, уже «Газпром нефть» начала поставку импортного 95-го бензина».

В Казахстане действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода – Атырауский НПЗ (АНПЗ), Шымкентский (ШНПЗ, «ПетроКазахстан Ойл Продактс») и Павлодарский НХЗ (ПНХЗ).
ПНХЗ был остановлен для проведения планового ремонта в период с 20 июня по 19 июля, а ШНПЗ объявил об ограничении выработки бензинов с 3 по 14 июля в связи с заменой одной из установок. АНПЗ, который должен был поддержать рынок, обеспечив его необходимым количеством топлива, вынужден был остановиться вечером 3 июля из-за аварии на Мангистауском атомно-энергетическом комбинате, обеспечивающем электрической и тепловой энергией, а также водой промышленность и население в регионах на западе республики.

Из-за отключения электроэнергии была приостановлена добыча на нескольких казахстанских месторождениях, а также работа нефтеперекачивающих станций.

По словам заместителя председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» Даулетжана Хасанова, сразу после возобновления подачи электроэнергии ночью 3 июля АНПЗ возобновил отгрузку нефтепродуктов из имеющихся запасов. По состоянию на 4 июля в резервуарах АНПЗ имелось 26 тыс. тонн автобензинов, 34 тыс. тонн дизтоплива, 1500 тонн сжиженного нефтяного газа, 6 тыс. тонн авиакеросина – этих объемов хватает для семи дней стабильной отгрузки. На эту дату по Казахстану запасы бензина АИ-92 и дизтоплива имелись в месячном объеме, а АИ 95 должно было хватить на двухнедельное потребление.

ШНПЗ продолжает работу с учетом регенерации катализатора установки каталитического риформинга с ограничением выпуска автобензина АИ-95.

По данным нацкомпании, сейчас ежесуточно ШНПЗ отгружает 3500–5000 тонн бензинов, 2500 тонн дизтоплива, 1000 тонн авиатоплива, до 600 тонн сжиженного газа. Установка первичной переработки нефти и комплекс глубокой переработки нефти работают на загрузке 10500 тонн в сутки. При этом запасы ГСМ на заводе по состоянию на сегодняшний день составляют: бензина – 22 000 тонн, дизтоплива – 30 800 тонн, авиакеросина – 5800 тонн, мазута – 11 600 тонн.

«Во время нормальной штатной деятельности завод отгружал в среднем порядка 5000 тонн бензинов в сутки. То есть сейчас, несмотря на проводимые работы, НПЗ отгружает бензинов почти столько же и практически работает в штатном режиме. К примеру, сегодня завод и вовсе отгрузил 7000 тонн бензинов», – отмечают в компании.

Между тем аналитик Олжас Байдильдинов в своем телеграм-канале сообщил, что в Казахстане суточная переработка упала почти в 3 раза до 20 тыс. тонн в сутки.

«Мы перерабатывали раньше около 54–56 тыс. тонн. Добыча нефти снизилась на 23 % до 200 тыс. тонн (на полке было ~260). При оценке по 50 долларов за баррель мы теряем в день ~22 млн долларов. Мне сообщают, что в некоторых регионах АЗС ввели лимит на продажу АИ-95 по 30 литров «в одни руки», и не везде он есть (возможно, логистические вопросы, ведь по данным Минэнерго 95-го у нас на 15 дней). Также информация, что один из НПЗ может просесть по переработке как минимум до конца года, что приведет к необходимости увеличивать объемы импорта ГСМ. В России АИ-95 на 3 июля в среднем 262 тенге – не так уж дорого, но это вопрос падающего рубля и стабильного тенге. Если не все готовы покупать АИ-95 по высоким ценам и перейдут на 92-ой: какой объем импорта нужен? Он дороже внутренних цен, а значит снова нужно будет двигать предельную розничную цену. Может, к рыночным ценам уже перейдем? Хоть дефицит пройдет», – написал он.

Между тем Министерство энергетики Казахстана и «КазМунайГаз» отмечают, что контролируют ситуацию.

«Буквально сегодня я был в Атырау. Посетил АНПЗ. Ситуация под контролем, идет планомерное восстановление технологического режима на установках завода. К 6 июля планируется вывести весь завод на нормальный режим. Отгрузка нефтепродуктов идет со всех НПЗ, в стране сформированы высокие запасы АИ-92 и ДТ, поэтому негативного влияния на внутренний рынок краткосрочная остановка на АНПЗ и частичный ремонт на Шымкентском НПЗ не окажут», – сказал 5 июля глава «КазМугайГаза» Магзум Мирзагалиев.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин