Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Каждый десятый свердловчанин попал в средний класс: исследование

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
31 ОКТЯБРЯ, 2024

Аналитики отнесли к представителям среднего класса 10,4 % свердловских семей – по этому показателю Средний Урал находится на 24-м месте среди российских регионов, между Подмосковьем и Калужской областью. О том, почему этот результат нельзя считать бесспорным, как средний класс определяет застройку Екатеринбурга и что покупают его представители, – в материале «ФедералПресс».

Сколько зарабатывает средний класс

Исследование о доле среднего класса среди жителей российских регионов сегодня опубликовало РИА Новости. К среднему классу эксперты отнесли «семьи, которые могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи, а также качественный ежегодный отпуск». Отмечается, что после выплат по кредитам у претендентов на звание среднего класса должно оставаться не менее двух прожиточных минимумов на человека. При этом хотя бы один член семьи должен работать.

Учитывая, что прожиточный минимум в Свердловской области составляет около 15 тыс. рублей в месяц, на семью из четырех человек приходится 120 тысяч после выплаты кредитов. Например, если ежемесячный платеж составляет 30 тыс. рублей, а в семье двое работающих, то каждый из них должен получать не менее 75 тыс. рублей в месяц, чтобы попасть в средний класс. Если в семье один ребенок, то достаточно и 60 тысяч, а вот с тремя детьми каждому родителю придется зарабатывать уже по 90 тысяч.

По мнению кандидата политических наук, директора Института философии и права УрО РАН Виктора Мартьянова, такая методология, основанная на произвольно выбранных критериях, может быть далеко не единственной. Это связано с тем, что четкого определения среднего класса нет: например, во время социологических опросов к этой категории себя относят даже откровенно бедные люди. А представители власти склонны завышать численность ее представителей, отмечает политолог.

«Идеология среднего класса восходит к одному человеку – это [древнегреческий философ] Аристотель. Он предположил, что для стабильности общества должен был развит класс мелких собственников, которых устраивает сложившийся порядок. Если в условиях демократии значимая часть населения относится к среднему классу – это повод заявить, что у нас стабильность, порядок, люди довольны и счастливы», – объясняет Мартьянов.

Несмотря на то что категория среднего класса размыта, считается, что люди с приличным доходом, собственностью и кредитами не склонны к радикальным переменам. По умолчанию их причисляют к электорату любой партии власти, говорит ученый.

Где живет средний класс

По словам аналитика Уральской палаты недвижимости Михаила Хорькова, для девелоперов средний класс – это покупатели, у которых, как правило, уже есть квартира, но есть и желание улучшить жилищные условия. Поэтому они выбирают жилье комфорт-класса, а не эконом или стандарт.

«Люди, которые не просто сводят концы с концами, а имеют возможность задумываться над своим будущим, планировать бюджет, – это костяк для рынка жилья. Это стержень, на котором рынок держится», – говорит Хорьков.

Сейчас именно для этой категории строится около половины жилья в Екатеринбурге. При этом средний класс обращает внимание не только на размер квартиры и качество дома, но и на транспортную доступность. Поэтому эта категория населения заселяет «первый ценовой пояс»: Автовокзал, ВИЗ, Парковый, Втузгородок, Пионерский, Ботанический и другие микрорайоны по соседству с центром. Во втором поясе, например, на Уралмаше, тоже могут быть проекты, рассчитанные на таких покупателей, но там они соседствуют с жильем других категорий, объясняет аналитик УПН.

Что покупает и заказывает средний класс

Главными ценностями для свердловского среднего класса являются здоровье, путешествия и увеличение доходов, говорит член совета Российской гильдии маркетологов, гендиректор агентства AMG Сергей Балакирев. Именно благодаря этим покупателям мы видим, например, расцвет платной медицины. Готовы они вкладываться и в спорт – обычно в семье есть «хотя бы один ужаленный», который участвует в «марафонах и триатлонах». Они же заказывают и услуги для детей – от образования до развлечений.

«В последнее десятилетие плодились тридцатилетние, которые были еще последним выпуском Советского Союза. У этой категории настоящий культ детей, а отсюда – развитие всех услуг, которые сопровождают малышей: платные школы, дошкольное образование, секции. Даже на месте гламурного «Покровского пассажа» собираются открывать магазин игрушек. Все, чего эти люди были лишены в нищие советские годы и голодные девяностые, они хотят дать своим детям», – объясняет Балакирев.

В то же время представители среднего класса, как и их более бедные земляки, не отказываются от покупки товаров по акции. Из-за того, что продукты все время дорожают, они порой вынуждены закрывать глаза и на снижение качества, говорит маркетолог.

Фото: Anton Kavashkin/Russian Look/globallookpress.com; ФедералПресс/Евгений Поторочин; Владимир Баранов/globallookpress.com