Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Москва
3 СЕНТЯБРЯ, 2024
Каждый год на третий день осени российские пользователи постят сотни или даже тысячи мемов по мотивам песни Михаила Шуфутинского «3 сентября». Традиция живет уже больше пятнадцати лет – и сломить ее, кажется, не сможет ничто. «ФедералПресс» рассказывает о том, как шлягер родился, превратился в мем и в чем секрет его вечной актуальности.
Песня «Третье сентября» в жанре «лиричный шансон» вышла в 1995 году в альбоме Михаила Шуфутинского «Гуляй, душа». Ее написал певец Игорь Николаев на мелодию Игоря Крутого. После того как композиция стала мемом, автор текста рассказывал, что дата ничего не значит. Просто она, по его словам, идеально легла на музыку. И только после появления рефрена история обросла драмой лирического героя и любовной историей о расставании.
«Появилось даже второе сентября, где «было все у нас всерьез». Так рождаются песни, те, которые надолго», – рассказывал Игорь Николаев.
В том, что 3 сентября оказалось просто случайной датой, признавался и исполнитель песни-мема Михаил Шуфутинский. Он заявлял, что в этот день не произошло ничего уникального, фантастического, веселого или же страшного, трагического. При этом он отмечал в интервью, что через два года после выхода песни 3 сентября на свет появился его первый внук.
О том, откуда взялся мем про «3 сентября» по мотивам песни, есть несколько версий. По первой из них, все началось в 2011 году, когда в Сети стала вируситься фотография популярного американского хип-хоп исполнителя Рика Росса, который внешне очень похож на Михаила Шуфутинского: те же борода, комплекция, черты лица. Снимок пользователи распространяли с подписью «Третье сентября» и сопровождали разными строчками из шлягера 90-х.
Российскому сегменту интернета шутка пришлась по вкусу. После этого песню стали перепевать российские и зарубежные исполнители – как всерьез, так и с иронией. Поэтому у трека есть множество разных каверов.
В 2015 году продюсеры из Beastly Beats сделали клип, в котором объединили тексты песен Шуфутинского и Росса, а также внешние образы артистов.
Сегодня россияне 3 сентября постят в фотожабах и мемах не только изображение Шуфутинского и соответствующую песню, но и основные атрибуты композиции. Это:
Ближе к сентябрю пользователи шутят о том, что «уже слышат, как Шуфутинский подходит к календарю».
«Песня удалась, я ее полюбил с первого взгляда, как говорится. Она мне нравится», – высказывался о своем хите Шуфутинский.
«Сложно предугадать, в какое русло уйдет мем, как он будет обживаться в интернете и сможет ли надолго закрепиться не только в медиапространстве, но и в быту», – говорит филолог, автор исследования «Мем в современной медиакультуре» Маргарита Харохорина в беседе с «ФедералПресс».
С ней соглашается и доктор филологических наук, лингвист Татьяна Шмелева. По ее словам, никто еще не смог понять закономерности, почему одни символы становятся мемами и уживаются в общественном сознании, а другие – нет. Поэтому, подчеркивает исследователь, намеренно создать мем невозможно.
«В чем преимущество шлягера Шуфутинского с точки зрения меметизации контента и просто пользовательской симпатии? Мне кажется, важную роль здесь играет четкая периодичность, то есть мем буквально оживает раз в год вместе с приходом конкретной даты», – указывает Маргарита Харохорина.
«Может, привлекает эта странная конкретность, не характерная для хронотопа лирических текстов? Обычно ведь «давно», «недавно». В крайнем случае – «зимой», «весной», – добавляет Татьяна Шмелева в разговоре с «ФедералПресс».
Дата обуславливает долгоиграющее использование мема «3 сентября», подчеркивает Харохорина. По ее словам, такой мем в различных интерпретациях не надоедает.
«Более того, как мне видится, на протяжении 12 лет для многих уже закрепилась привычка ожидать этот день и прикалываться с коллегами/друзьями в преддверии третьего сентября и, собственно, в сам день. Это забавно, это разбавляет будни шуткой. Я бы сказала так: Шуфутинского с календарем люди с юмором ожидают и провожают, рассчитывая на встречу в следующем году», – говорит Харохорина.
Ранее «ФедералПресс» писал, что известный пес из мемов умер в Гонконге.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова