Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
1 СЕНТЯБРЯ, 2023
Автомобилисты в июле столкнулись с повышением цен на топливо. Кроме того, стоимость топлива Аи-95 на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в конце августа побила очередной исторический рекорд и превысила 74 тыс. рублей за тонну. Что происходит на нефтяном рынке, какие цены на топливо ждать в ближайшее время, – в материале «ФедералПресс».
Резкого роста цен на топливо не было с весны 2018 года, когда случился топливный кризис и было введено «правило инфляции», которое запрещало нефтяным компаниям поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Ведь прогноз инфляции на 2023 год составляет 4,5–6,5 %, а по состоянию на август она зафиксирована на уровне 3,5 %. Между тем, по данным Росстата, стоимость основных видов бензина с начала года по середину августа прибавила в районе 6 %. Таким образом, рост цен на бензин не укладывается в описанное выше правило.
Одним из механизмов стабилизации цен на топливо служил топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, компенсирующий часть «упущенной выгоды» от непродажи топлива за рубеж.
Однако с 1 сентября вдвое сократились размеры демпфера, что само по себе лишит нефтяные компании компенсаций, а федеральный бюджет сможет сэкономить около 30 млрд рублей в месяц. Эксперты уверены, что это может привести к росту оптовых цен на топливо и убыточность торговли на независимых АЗС.
Повышение стоимости на бензин экономист Александр Разуваев связал с сезонной инфляцией. «Осенью традиционно инфляция дает всплеск, поэтому ничего трагичного я не вижу. Цены на топливо растут. При этом наш бензин – самый дешевый в Европе. Кроме того, ФАС внимательно отслеживает ситуацию с ценообразованием», – сказал он «ФедералПресс».
Главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), кандидат экономических наук Михаил Беляев назвал главную причину повышения цен желанием крупных монополий, захвативших рынок, получить сверхприбыль.
«Любая компания в рыночной экономике стремится получить максимум прибыли за счет повышения цен. Они используют любой повод с двойным, а то и тройным старанием. Бензин нужен всем, рынок жесткий по ценам, заменить его ничем нельзя. Поэтому дорожает все», – отметил эксперт.
Между тем, по словам Беляева, российская антимонопольная служба не вмешивается в нужной мере в ситуацию на рынке, в то время как между крупными компаниями складывается негласный альянс, который объединен одной идеей.
Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов заявил, что повышение цен на топливо вызвано тем, что рубль был обрушен на фоне повышения мировых цен на нефть. Эксперт предрек дальнейший рост стоимости на бензин.
«Рубль обвалился к доллару примерно на 90 %. Отчасти это было связано со снижением мировых цен на нефть. Такой низкий курс рубля позволяет ценам на бензин вырасти на 30–40 % от прошлогодних. Таким образом, стоимость за литр бензина может дойти до 60–70 рублей», – сказал он.
По мнению экономиста Михаила Разуваева, чтобы цены на бензин уменьшились, необходимо снизить налоги на топливо. В то же время главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), кандидат экономических наук Михаил Беляев в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что для сдерживания роста цен необходимо «навести порядок с ключевой ставкой», так как ее повышение не только не имеет никакого эффекта для снижения инфляции, но и наносит вред всей экономике.
Мнение о том, что ключевая ставка должна быть понижена, разделяет и руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов. По его мнению, она должно быть порядка 7–8 %, а не 12 %, как сейчас.
«Не должно быть иллюзий. Повышение ставки ничему не помогает. Она делает кредит дороже, понижает потребительную и инвестиционную активность, а в целом снижает общий тонус экономики. Кроме того, это не поможет тому, чтобы валюта появилась на рынке», – сказал он.
Колташев подчеркнул, что для замедления роста цен нужно, чтобы российские компании-экспортеры продавали валютную выручку в России, а не держали ее в офшорах.
Между тем эксперт дал и оптимистичные прогнозы. Они связаны в том числе и с тем, что могут повыситься мировые цены на нефть. «ОПЭК ведет борьбу за повышение цен, а американцы тянут их вниз. Сейчас нефть почти 87 долларов за баррель. Если в сентябре она станет выше 90 долларов за баррель, то, может, уже в октябре мы увидим замедление инфляции и замедление цен», – объяснил эксперт.
Также, по его мнению, положительная динамика может произойти и в том случае, если будут приняты меры, которые направят валютную выручку на российский рынок. «В результате мы будем получать рост курса. Так мы начнем движение – доллар может стоить 75 рублей», – сказал он.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин