Редакция «ФедералПресс» / Марат Ахметов
Тюменская область
22 СЕНТЯБРЯ, 2023
Сегодня, когда привычные жизненные установки не работают, инвестор задается вопросом, как сохранить и приумножить сбережения. Как поступить с финансами в наше неспокойное время, какие защитные активы выбрать, рассказал экономист, профессор Высшей школы экономики, инвестбанкир и автор телеграм-канала bitkogan Евгений Коган. Рекомендации специалиста инвесторам – в материале «ФедералПресс».
«Мы действительно находимся во времени, когда все наши жизненные установки, парадигмы, все то, что мы считали незыблемым, – все это ломается. Мы оказались в другом мире, но мы уже там оказались», – описал текущую ситуацию Евгений Коган.
Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) отметил, что сейчас появилось много людей, которые перестроились под новые реалии, адаптировали свой бизнес, у них открылось второе дыхание.
«Старый мир трещит и меняется, мы вступаем в новую реальность. Это безумно интересно!» – считает экономист.
Говоря о глобальных рисках, специалист предложил обратить взор на американскую экономику. Принимая во внимание высокие ставки, фондовый рынок должен был обвалиться, но этого не произошло. Кризис в банковском секторе удалось погасить, пострадали лишь некоторые финучреждения.
Перенося фокус внимания на Россию, Евгений Коган указал на дефицит рабочей силы, что, впрочем, является общемировой проблемой. Правда, специалист считает, что у нас это явление носит фатальный характер.
Еще один риск – искусственный интеллект. Внедрение его не снижает, вопреки ожиданиям, спроса на рабочие руки. Появляются новые профессии, необходимо готовить специалистов для работы с ИИ.
Не забыл Евгений Коган упомянуть и про госдолг США: еще недавно он составлял 31,4 трлн долларов, а сейчас уже преодолел отметку в 33 триллиона, прибавив за несколько месяцев полтора триллиона. Все вышеназванное экономист назвал огромными рисками и вызовами для планеты.
«Как реализуются риски? Раньше любой финансист знал: если не знаешь, что делать, продавай все и уходи в кэш. Сейчас этого не происходит, потому что реализуется основной риск – полная потеря доверия к деньгам и финансовой системе. Может, потому так и востребованы сегодня криптовалюты», – отметил Евгений Коган.
Снижает доверие к деньгам и высокая инфляция. Все понимают, что те цифры, которые показывают статистики, несколько отличаются от действительности.
«Они не врут, там все по-честному. У них методики подсчета такие», – рассказал экономист.
Еще один глобальный риск – резкое снижение потребления. Обвал станет серьезным ударом, возможно, будет тем самым «черным лебедем», крупнейшим кризисом в мировой экономике. Поэтому надо следить за снижением потребления. Евгений Коган отметил парадоксальную вещь, что при всех катаклизмах цифры по потреблению не падают, а, наоборот, растут. Суть рисков состоит в том, что когда-нибудь эти парадоксы потребуют немедленного разрешения и попросту «взорвутся».
Рассуждая о защитных активах, экономист отметил, что интерес центробанков к золоту значительно снизился. При этом цена на него не падает, она закрепилась на уровне 1900 долларов за килограмм и продолжает скакать вверх-вниз. По мнению эксперта, золото может быть защитным активом, но в сегодняшних условиях единственно надежным инструментом Евгений Коган считает диверсификацию. Вкладывать большие средства во что-то одно, будь то золото или американские облигации, опасно. Не нашел эксперт защитный актив и среди валют.
«Швейцарский франк. Ну пока держится. Окей, но маленькая экономика. Чего у нас? Японская иена была всю жизнь защитной валютой. Ну и где она? Японская иена была 105–110 за один доллар, прыгала, улетела на 150», – отметил экономист.
Многие называли защитной валютой израильский шекель, долгие годы он только укреплялся. Сейчас он тоже снижается относительно американского доллара, как и другие валюты. Юань вылетел из своего диапазона, поэтому сегодня единственной защитой можно назвать только диверсификацию.
«История показывает, что при высокой инфляции спасают только активы, которые генерируют кэш», – напомнил специалист.
Такими активами Евгений Коган назвал нефтяные компании: можно приобрести акции «голубых фишек» из этого сектора экономики. По мнению специалиста, нефтяники еще долго будут «генерить кэш». К числу таких активов он также причислил потребительский сектор, золотодобытчиков, недвижимость.
Что касается цены на золото, то она подскочит, когда ФРС объявит о том, что прекращает поднимать ставку. Дальше по мере того, как будут развиваться события в мире, этот драгоценный металл будет дорожать.
Высказался экономист и на тему инвестиций в китайскую экономику, она растет на протяжении последних 40 лет. При этом рынок Поднебесной остается очень дешевым, на порядок дешевле индийского, потенциал там очень огромный. Как один из вариантов диверсификации китайский рынок вполне можно рассматривать. Но не больше 10 % от общего объема портфеля. Глобальные китайские компании имеют отрицательную долговую позицию, у них денег на счетах больше, чем долгов.
«Для меня крипта – это моя свобода, это возможность помочь сыну, другу, кому угодно в тяжелой ситуации. Для современного человека крипта – инструмент нашей свободы», – поделился мнением Евгений Коган.
Экономист поделился личной историей. Его сын уехал в другую страну и потерял портмоне с документами и банковскими картами. Коган сказал сыну установить кошелек для криптовалют на телефон и перевел на него определенную сумму в стейблкойнах, которые можно обналичить в обменнике, поменяв на доллары.
Евгений Коган считает, что как инструмент инвестирования криптовалюта не самая лучшая вещь. Неизвестно, что будет с биткойном или другими монетами через год, какие доходы они принесут. Крипта является способом бесконтрольного перемещения денег. Кто-то с этим будет бороться и «закручивать гайки», тотальный контроль будет усиливаться за счет всеобщей мировой цифровизации. А этот инструмент противоречит тотальному контролю.
«Как средство инвестиции я не могу порекомендовать криптовалюты, так как не могу посчитать денежный поток. Как средство свободы, как необходимый инструмент – да», – резюмировал Евгений Коган.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, ФедералПресс / Ольга Юшкова, Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2