Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Остановка по требованию: почему жители новгородских «Аркажей» боятся остаться без единственного автобуса

Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Новгородская область
20 ОКТЯБРЯ, 2023

Район Великого Новгорода «Аркажская слобода» построен в живописных местах и живет почти обособленно от остального города. С южным концом города его связывает лишь автомобильная дорога длиной в 600 метров, а оттуда еще и до центра надо добраться. Накануне жители «Аркажей» забили тревогу из-за новостей о том, что могут отменить единственный автобус, который заезжает в их район. Он возит людей в поликлинику, школу и много куда еще. Причина отмены – отсутствие места для разворота общественного транспорта. «ФедералПресс» побывал в отстраненном районе, узнал мнения местных о возможном исчезновении автобуса и познакомился с довольно глубокой, несмотря на новизну, историей района.

Новый район на месте древних святынь

«Аркажская слобода» – это несколько многоквартирных домов малой высотности, пара магазинов, заправка и все. Место тихое и уютное. Из окон открываются виды на горящие осенними красками леса, широкие поля и благоустраиваемую березовую рощу.

«Один из главных плюсов – малое количество машин и соседей. Это выгодно отличает микрорайон», – подчеркивает урбанист Светлана Пудина.

Район находится вдали от производственных предприятий. Построен он рядом с знаковыми объектами культурного наследия – в зоне средней пешей прогулки жителям доступны Юрьев монастырь, музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», церковь Благовещения на Мячине, церковь Петра и Павла на Синичьей Горе, руины Аркажского монастыря и Аркажской слободы, а также озера Ильмень и Мячино.

Как это часто бывает в Великом Новгороде, богатая история имеется и у той земли, где сейчас стоят жилые дома – ни шагу без святынь. В 1188–1189 годах в этих местах был возведен каменный Успенский собор в Аркажском монастыре. Он и Благовещенская церковь на Мячине стали своеобразными воротами-пропилеями, которые украшали въезд в Новгород с юго-западного направления.

В 1764 году Аркажский монастырь упразднили – и спустя года его местоположение оказалось надолго забыто.

В документах XVIII–XIX веков сказано, что к северу от монастыря была Аркажская слобода. До Великой Отечественной оно стало деревней и получило название Аркажи. Окружавшая исчезнувший монастырь местность была занята сельскохозяйственными угодьями.

Остатки Аркажского монастыря нашли лишь в 1959 году. Исследователи обнаружили каменные фундаменты храмов и построек. Но буквально в нескольких метрах от них в 1962 году начали строить взлетно-посадочную полосу аэропорта.

Долгострои и обманутые дольщики «Аркажей»

Строить «Аркажскую слободу» начали в 2011 году – при предыдущем губернаторе Новгородской области Сергее Митине. Однако дела у застройщика ООО «Конкорд» почти сразу не заладились. С 2012 года строительство замедлилось. В итоге первые четыре дома достроили при помощи «Сбербанка». Они были сданы лишь в 2016 году. Правительство Новгородской области параллельно решало проблему с обманутыми дольщиками в квартале. Проект заморозили, застройщика признали банкротом, а его гендиректор Лев Тимофеев отправился в колонию на полтора года за незаконное получение кредита на завершение долгостроя.

При этом новгородцам до этого всего была обещана вторая очередь ЖК в «Аркажах». Достраивать ее в начале 2021 года стал основатель «Объединенной автомобильной корпорации — РРТ» Олег Барабанов. После завершения работ жители получили еще 298 квартир. На тот момент с начала первой стройки прошло более 10 лет. До новостроек пустили единственный автобус № 14.

После историй с затяжным строительством и обманутыми дольщиками все выдохнули – район наконец-то зажил обычной, размеренной жизнью. Открылись супермаркет и алкомаркет, развивающий детский центр и суши-бар.

Но в середине октября этот быт потревожили новости об отмене единственного автобуса, на котором многие ездят по делам в «большой город», а дети – в школу.

Как «Аркажи» могли лишиться единственного автобуса

В областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства рассказали, что к ним обратился перевозчик ООО «Фабус ВН», который обслуживает маршрут № 14. Он попросил изменить путь следования, так как в «Аркажах» отсутствует разворотное кольцо.

«С 1 ноября 2023 года автобус № 14 не будет заезжать на Аркажскую улицу», – сообщили в администрации Великого Новгорода.

В мэрии отметили, что ГИБДД выдала предписание организовать кольцо для разворота автобуса на улице Аркажской. Однако его создание требует внесения изменений в существующую планировку городской среды. Для этого, в свою очередь, необходима разработка проектно-сметной документации с прохождением госэкспертизы.

«Автобус району очень нужен», – в один голос говорили корреспонденту «ФедералПресс» жительницы Галина и Маргарита.

По их словам, автобус востребован у жителей, которые добираются на нем до аптеки, поликлиники, больницы – ничего этого в районе или поблизости нет.

«В «Аркажской слободе» хорошо жить, если у семьи есть автомобиль. Из центра туда ведут Псковская улица и Юрьевское шоссе, а также частично их дублер – Каберова-Власьевская и Славянская улицы. Можно выбрать любой удобный путь. К сожалению, нельзя то же самое сказать о ситуации без собственного автотранспорта», – объясняет участник урбанистического движения «Новый город» Алексей Сабельский.

Кондуктор автобуса № 14 отмечает, что «остановки в «Аркажах» хоть поставили, но то, что планировка дороги для автобсуса не подходит, решили отложить на потом».

«Вот, столкнулись с тем, что теперь эту проблему приходится экстренно решить», – отмечает девушка.

Сейчас автобус разворачивается на перекрестке в самих «Аркажах» – пока нет скопления машин. Летом аналогичный маневр он совершал на ближайшей заправке.

При этом, по словам кондуктора, маршрут весьма неудобен из-за того, что остановки на пути от конца «Аркажей» до города расположены слишком далеко друг от друга – не хватает промежуточных.

«Мы обращались к властям с просьбой, чтобы поставили еще пару остановок на этом отрезке. Если бы они появились, то всем стало бы в разы удобнее», – говорит кондуктор.

Частично этот недостаток можно было бы компенсировать альтернативными видами транспорта: велосипедом и самокатом, добавляет Алексей Сабельский. Но это решение не на круглый год.

«Но качество зимней уборки в Новгороде не позволяет пользоваться велосипедом без риска испачкаться или получить травму», – считает Сабельский.

Останется ли автобус у жителей «Аркажей»

Во время работы над этим материалом стало известно, что автобус № 14 «Аркажам» все же оставят. Решение приняла комиссия, в состав которой вошли чиновники мэрии, областного минтранса, сотрудников ГИБДД и руководство перевозчика «Фабус ВН».

«Договорились о разворотной площадке, где я сделал схему и предложил именно там сделать официальную площадку для разворота автобусов. В ближайшее время наведут порядок, поставят знаки, зимой обещают уборку осуществлять», – рассказал водитель и активист Максим Виноградов.

По его словам, в будущем также обустроят остановку в районе перекрестка улиц Луговой и Каберова-Власьевской.

После новости о возможной отмене автобуса № 14 новгородцы несколько дней писали обеспокоенные посты в соцсетях. И представители власти их услышали – что, определенно, настраивает на умеренный позитив.

А в январе в связи с планируемой жилой застройкой на территории бывшего аэропорта рядом с «Аркажами» проводили раскопки. Археологи обнаружи остатки памятников эпохи того самого «утеряного» Аркажского монастыря.

Так что история в этом месте точно не заканчивается.

Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев