Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Ханты-Мансийский автономный округ
13 НОЯБРЯ, 2023
Показом брендовой одежды в аутентичном хантыйском стиле открыли туристский форум «ЮграТур-2023» в окружной столице, а на выставке свои турпродукты представили около сотни югорских предпринимателей. Двухдневный форум посвятили обсуждению тенденций туризма и актуальных проблем индустрии. Как Югру представят на ВДНХ и чем в автономном округе удивили делегатов из Поднебесной – «ФедералПресс» расскажет о самом важном с полей форума.
По данным Росстата, за 9 месяцев 2023 года туристический поток в Югру превышает аналогичные показатели предыдущего года на 25 %. Этой приятной новостью губернатор Наталья Комарова порадовала зрительский зал в КТЦ «Югра-Экспо» на церемонии открытия форума. Она обратила внимание на самые успешные проекты округа. Таким примером стал пилотный проект «Социальные сертификаты для путешествия детей», который окружные власти реализуют совместно с Минэком РФ. Программа позволила более чем 5 тысячам школьников 5–9-х классов путешествовать по России. «Мы приняли решение продолжить этот проект: он очень понравился и детям, и родителям, и туроператорам», – подчеркнула глава региона.
В 2023 году форум «ЮграТур» включил несколько ключевых отраслевых событий. Например, второй всероссийский этнографический конкурс. Важно отметить, что интерес к нему растет с каждым годом: в этом году поступило 73 заявки из 17 регионов России. 30 финалистов представят на форуме проекты в сфере этнографического туризма.
«Увидеть Югру – влюбиться в Россию» – именно с этим лозунгом мы выставляем свою программу на международном форуме «Россия». 23 ноября – день Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на ВДНХ. В этот день мы представим мультимедийное шоу «Магия края – путешествие по Югре», – анонсировала событие губернатор Наталья Комарова.
На торжественном открытии «ЮграТур-2023» прошел показ «Северный стиль»: аутентичную и модную одежду презентовали шесть югорских брендов из Сургута, Ханты-Мансийска и Когалыма – «Емас», DarkStreet, «Ольха бренд», DE, 2K, «Ан».
После Наталья Комарова с делегацией осмотрела стенды выставки. На экспозиции форума Югру представили с помощью девяти выставочных и интерактивных зон: показали преимущества и возможности югорских туроператоров, гостиничные комплексы, базы отдыха, этнографические объекты, музеи и миниатюру самой масштабной в Сибири экотропы.
Тут же отраслевики проводили мастер-классы и интерактивные программы для гостей форума. А на фотовыставке «Югра – сказка здесь!» продемонстрировали свои труды участники пресс- и блог-туров «ВизитЮгра». Для отельеров Югры в этом году работала мастерская сервиса tutu.ru.
Форум стал площадкой для налаживания новых партнерских связей: подписано более 30 соглашений. Фонд развития Югры заключил два соглашения с предпринимателями на создание туристских баз. А также состоялась церемония подписания соглашений между туроператорами Югры и представителями делегации из Китайской Народной Республики по взаимному групповому безвизовому туризму.
Гостей из Поднебесной впечатлило этностойбище «Торум Маа» в Ханты-Мансийске и богатая турпредложениями выставка форума. Здесь на интерактивной площадке «Прикоснись к Югре» в чуме посетителям предложили попробовать традиционную кухню обских угров. Далее китайцев познакомили с инфраструктурой технопарка и инновационными проектами резидентов, показали робототехнический комплекс экспресс-анализа детских инфекционных заболеваний, разработанный ООO «Научно-технический центр «Системы управления». Участники форума встретились с представителями ООО «Научно-производственный центр «Биологически активные вещества северных территорий», которые рассказали и показали, как в округе получают новые безопасные компоненты питания на основе растительных ресурсов Югры. Всего было представлено 99 выставочных стендов.
Посетители экспозиции также имели возможность сделать красивые памятные снимки в фотозонах со снегоходами и зимними аттракционами, на фоне вездеходной техники и альпинистского снаряжения, поучаствовать в активностях от хоккейного клуба «Югра», совершить путешествие по округу с помощью VR-технологий. А на парковке перед КТЦ можно было прокатиться на уникальной машине: здесь проводился тест-драйв автомобилей TANK.
Одна из тем, которые активно обсуждались на форуме, – логистика и дорожная инфраструктура. Ей была посвящена панельная дискуссия «Развитие туристской инфраструктуры как фактора инвестиционной привлекательности», модератором которой выступила Анастасия Козлова, генеральный директор ООО «Автодор – Девелопмент» (дочернее предприятие ГК «Автодор»). Одна из самых крупных и нашумевших строек компании – трасса М12 «Восток». В начале дискуссии руководитель компании представила концепцию развития в России многофункциональных зон (МФЗ) дорожного сервиса.
«В целом эта концепция достаточно широко развивается и успешно поддерживается на уровне первых лиц. Суть создания многофункциональной территории – это сближение максимального количества услуг для пользователя. Сейчас мы работаем на уровне территориальных концепций и на уровне Министерства экономического развития, как этот опыт развивать и распространить на территорию всей страны. МФЗ является опорной инфраструктурой для туризма, ведь без инфраструктуры сама турпоездка часто не случается», – обратила внимание спикер.
В презентации она представила примеры МФЗ, включая площадку отдыха, объекты дорожного сервиса и инфраструктуру для автобусов; здесь могут разместиться отели, кемпинги, мотели, глэмпинги и другие рекреационные объекты. Примеры уже созданных многофункциональных зон есть на трассах М11 «Нева», М12 «Восток» и других. По словам спикера, МФЗ могут привлекать дополнительный трафик и способствуют развитию туризма в регионах.
Руслан Абдрашитов, заместитель директора – начальник управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры, ответил, что не понаслышке знает, что такое МФЗ, и не раз был пользователем платных дорог «Автодора». Однако он акцентировал внимание: у предложенного проекта велика затратная часть, и возвращать инвестиции придется долго – эти факторы делают проект малопривлекательным.
«Мы разрабатываем концепцию объектов дорожного сервиса Ханты-Мансийского автономного округа, куда планируем включить механизмы для предоставления либо субсидий, либо компенсаций затрат, понесенных на реализацию проекта. Основываясь на опыте других регионов, мы эту работу уже начали, надеясь в итоге получить механизм, когда инвестор будет возводить объект дорожного сервиса, а государство строить полосы торможения, разгона, другую инфраструктуру, связанную с безопасностью дорожного движения», – сказал эксперт панельной дискуссии.
В свою очередь Анастасия Козлова предположила, что вместо того, чтобы раздавать субсидии, регионы могут зарабатывать на этих проектах. В ходе работы над региональным проектом она рекомендовала обратить внимание на планировочные решения, которые позволят расти объектам инфраструктуры, а значит, сформировать правильный инвестиционный климат. Руслан Абдрашитов предложил собеседнице пообщаться более детально за пределами форума, ведь многие идеи могут войти в концепцию Югры.
В ходе дискуссии также обсудили строительство моста на Томск. Анастасия Козлова предложила проработать этот проект с помощью ГЧП, объединив работу с соседним регионом. Такое развитие дорожной инфраструктуры может способствовать развитию межрегионального туризма, убеждена спикер.
Также на площадках форума выступили в качестве федеральных экспертов представители акселерационной и образовательной программ, института развития городов Республики Татарстан, Ассоциации модульных отелей, сервиса МТС Travel, Российского союза туриндустрии, Ассоциации туроператоров России. Специально для отельеров Югры в этом году организована мастерская сервиса tutu.ru.
На круглом столе с туроператорами по внутреннему и въездному туризму участники тоже поднимали региональную проблему с логистикой и организацией туров для путешественников. Спикеры отметили, что в последнее время интерес к региону возрос, потому что люди стали больше интересоваться своей страной и культурой.
В беседе делегаты из КНР поделились впечатлениями о поездке в Югру. Китайские гости рассказали, что больше всего им понравилась экскурсия на шоколадную фабрику и в Музей природы человека. Особенно запомнилась экскурсия, которая включала мастер-класс и была проведена на высоком уровне. Участники встречи обсудили возможность организации прямых рейсов из Гонконга в Москву и другие города Китая. Также окружные и муниципальные власти выразили готовность разработать туры специально для китайского туриста и презентовали возможности гостям из Поднебесной.
На пленарном заседании «Туризм как новая патриотика – смыслы, вызовы и новые тренды регионального развития» участниками стали представители муниципальных образований Югры, представители отраслевых департаментов автономного округа, туристический бизнес, федеральные и региональные туроператоры.
Экспертами дискуссии выступили исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, почетный президент РСТ Сергей Шпилько, посол гостеприимства проекта «Мастера гостеприимства» Лейсан Сулейманова и другие. Федеральные меры поддержки для туристического бизнеса презентовал заместитель директора департамента развития туризма Минэкономразвития России Андрей Ушаков. По его словам, в 2024 году для регионов будет продолжена единая субсидия по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». В частности, с ее помощью будут создавать туристический код территории, оборудовать пляжи и национальные турмаршруты, организовывать событийные мероприятия. Ушаков посоветовал югорским предпринимателям воспользоваться возможностью.
«Туризм для экономики региона важный вектор развития, с каждым годом поток туристов увеличивается, создаются уникальные программы с национальным колоритом», – отметил заместитель губернатора Югры Сергей Черняев.
Завершился XXII форум «ЮграТур-2023» церемонией награждения лауреатов II Всероссийского конкурса в сфере этнографического туризма.
Фото: ФедералПресс / Вытольский Виктор, Дмитрий Шевалдин, Дарья Сеймовская