Редакция «ФедералПресс» / Аркадий Канунников
Москва
28 НОЯБРЯ, 2023
Угроза изменения климата остается актуальной вне зависимости от мирового политического и экономического контекста, и вопросы, связанные с климатической повесткой для России, стоят на первом плане в ее международной политике. Для России борьба с изменением климата остается одной из приоритетных задач: наша страна, являющаяся экологическим донором мира, всегда исполняла взятые на себя обязательства в сфере климатического регулирования. Сегодня климатическая проблема – одно из немногих направлений международного сотрудничества, по которому Россия не прерывала взаимодействия со странами Запада. В России считают, что с учетом глобального характера проблемы совместное обсуждение и выработка единой политики адаптации к климатическим изменениям является стратегически важным направлением международного взаимодействия, и сегодняшние разногласия не должны быть препятствием для диалога, в первую очередь в научной сфере.
Уже сегодня вполне очевидно, что климатическая стратегия России, как и других стран, должна базироваться на международном сотрудничестве и учитывать интересы всех сторон. О необходимости развития сотрудничества с акцентом на развитие промышленной и технологической кооперации, в частности, говорили недавно на встрече заместитель председателя правительства – министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров и министр промышленности и передовых технологий ОАЭ Султан бин Ахмед Аль-Джабер. Позиция ОАЭ по данному вопросу заключается в необходимости обеспечения полного перехода стран мира на использование возобновляемых источников энергии к 2050 году.
При этом климатическая дипломатия сегодня должна быть сосредоточена на поэтапном сокращении выбросов загрязняющих веществ и климатически активных газов от нефти и газа, оставляя возможности для дальнейшего использования ископаемого топлива, одновременно совершенствуя технологии для улавливания. Научно необоснованная дискриминация или призыв к ликвидации определенных типов источников энергии приведет к снижению благосостояния и невозможности достижения целей устойчивого развития для всех.
Особый импульс теме климата в общественном пространстве придает предстоящая 28-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28 UAE), которая будет проходить с 30 ноября по 12 декабря в Дубае (ОАЭ).
Специфика саммита в том, что он будет проходить не только на фоне обострения международных отношений и многочисленных кризисных явлений в мировой экономике, связанных в том числе с переформатированием энергетического рынка, но и на фоне тревожных сообщений о том, что период с ноября 2022 года по октябрь 2023 года стал самым теплым годом на планете за всю историю наблюдений.
Определяя повестку дня COP28, этим летом Аль-Джабер, как представитель принимающей стороны, обозначил четыре приоритета саммита: это ускорение перехода к возобновляемым источникам энергии; решение вопроса климатического финансирования путем выделения средств наиболее пострадавшим государствам с низкими доходами со стороны более богатых стран с высоким уровнем загрязнения; фокус на людях, средствах к существованию и природе; а также планы сделать этот саммит ООН по климату самым востребованным.
Сегодня СМИ активно обсуждают тему, связанную с планами ОАЭ использовать свое влияние в качестве производителя нефти и принимающей стороны в предстоящих переговорах ООН по климату, чтобы подтолкнуть некоторые государственные нефтяные компании к сокращению выбросов парниковых газов. Согласно этой информации, ОАЭ хотят пролоббировать инициативу «Глобальный альянс по декарбонизации», которая станет дополнительным соглашением к основной конференции, отделенным от документа об изменении климата, которое разрабатывали дипломаты из почти 200 государств мира. Эта инициатива предполагает взятие компаниями обязательств по достижению «почти нулевых» выбросов метана и сокращению регулярного сжигания на факелах к 2030 году. В Эмиратах считают эту инициативу одной из самых эффективных для получения быстрых результатов в целях охлаждения планеты.
Безусловно, одним из важных пунктов повестки в Дубае является вопрос климатического финансирования. Его планируется обсуждать в течение целого дня. Во время прошлогодних дискуссий на эту тему звучали оценки необходимой суммы в 5,8–5,9 трлн долларов США до 2030 года. Для сравнения: 15 лет назад богатые развитые страны мира заявляли о планах по выделению 100 млрд долларов ежегодно на борьбу с изменением климата в развивающихся странах. Впрочем, вся сумма, которую они обещали выделить, до адресатов так и не дошла, а дефицит финансирования составляет порядка 20 миллиардов долларов. Этот пробел представляет собой упущенную возможность восстановления примерно 30 миллионов гектаров деревьев (площадь в два раза больше Бангладеш) и упущенный шанс установить тысячи систем раннего предупреждения об экстремальных погодных явлениях, таких как штормы и ураганы.
Большое внимание на COP28 привлечет к себе переговорный процесс между США и Китаем. Это две крупнейшие державы, чья промышленная деятельность оказывает существенное влияние на климат. От них ждут решительных действий, и, по прогнозам экспертов, они уже разработали пакетное соглашение, предусматривающее активные действия в этой области.
В этом контексте интересна позиция Китая, с одной стороны, интенсивно развивающего солнечную и ветровую энергетику, с другой – увеличивающего мощности угольной генерации и, соответственно, наращивающего выбросы в атмосферу. В этой связи крупнейшие страны желают, чтобы КНР выделяла больше финансирования в климатические проекты не только у себя, но в развивающихся странах. США, принявшие в прошлом году масштабный закон о климате и выделяющие сотни миллиардов долларов для реализации проектов в сфере чистой энергетики, сегодня включают дополнительные тарифы и торговый контроль на солнечные панели из Китая, что, очевидно, нервирует китайскую сторону.
Российские официальные лица отмечают, что саммит будет крайне непростым. Такое мнение высказывал, в частности, спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев. «Мы все знаем, что в этом году будет Глобальное подведение итогов. К сожалению, мир не достиг тех целей, которые себе ставил, поэтому COP ожидается очень сложный. На нас будет колоссальное давление общества», – отмечал он.
Уже сейчас идут споры о месте проведения следующей конференции и механизмах финансирования «Фонда потерь и ущерба». Как сообщал спецпредставитель главы государства, «места проведения СОР29 нет – все друг друга заблокировали». Также стоит вопрос о том, кто будет обслуживать фонд. Развитые страны предлагают Всемирный банк, развивающиеся страны против – они хотят отдельный секретариат, который будет обслуживать отдельное юрлицо.
Однако все это вопросы второго порядка, которые не должны вытеснить из повестки вещи по-настоящему содержательные, а именно – обсуждение конкретных мер по снижению антропогенного влияния на климат и тех направлений, где уже в ближайшее время можно достичь максимального результата.
Одна из позиций России, которая будет жестко отстаиваться в рамках конференции в Дубае, – это исключение принуждения к отказу от каких-либо видов топлива, и эту позицию поддерживает и научный мир, и деловое сообщество, и гражданское общество нашей страны. Мы, эксперты, ожидаем, что риторика российской делегации в Дубае будет отражать ключевые принципы, учтенные в новой Климатической доктрине нашей страны, подписанной президентом РФ 26 октября этого года.
В ней безопасное и устойчивое развитие страны названо стратегической целью, с одной стороны, ставящей во главу угла национальные интересы, а с другой, учитывающей одновременно интересы международные. Проблема изменения климата называется в ней одним из самых серьезных вызовов XXI века.
В России экспертное сообщество и государство сходятся в понимании: долгосрочное решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств мира и под пристальным вниманием научного сообщества и общественных организаций.
И нужно признать, что Россия сегодня задействована в выработке этих коллективных мер.
Россия играет значительную роль в глобальных усилиях по смягчению негативных последствий изменения климата и является активным участником Рамочной конвенции и Парижского соглашения от 12 декабря 2015 года.
В 1990-е годы страна внесла наиболее существенный вклад в достижение сторонами Рамочной конвенции одной из ее целей – возвращение к концу десятилетия (1990-х годов) к прежнему уровню антропогенных выбросов парниковых газов. Она участвовала в реализации первого периода действия Киотского протокола от 11 декабря 1997 года, в рамках которого перевыполнила взятые на себя обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов. Следующим большим шагом по смягчению негативных последствий изменения климата стало участие России в разработке Парижского соглашения от 12 декабря 2015 года и последующее принятие ею этого договора.
Стратегическая цель соглашения заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями (1850–1900 годы) и приложении усилий по ограничению прироста глобальной средней температуры до 1,5 градуса Цельсия. Подписанное Россией в апреле 2016 года Парижское соглашение вступило в силу в ноябре 2019-го. Документ стал знаковым для всех подписантов – не только для России.
Указом президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 года № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» была поставлена цель ограничить к 2030 году выбросы парниковых газов до 70 % от уровня 1990 года (не более 2162,4 млн тонн *-эквивалента). Указанный целевой показатель стал основой определяемого на национальном уровне вклада Российской Федерации в реализацию Парижского соглашения.
По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990–2020 годы, объем выбросов парниковых газов в 2020 году составил 1482,2 млн тонн *-эквивалента (48 % от уровня 1990 года), что не превышает целевых показателей, определенных названным Указом и целевым сценарием.
При этом Россия заявила о намерении полностью выполнить взятые на себя международные обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов.
В современных реалиях Россия продолжает обладать всеми предпосылками, чтобы стать мировым лидером в области решения климатических проблем.
Среди преимуществ, которые есть у РФ, – например, возможность быть экологическим донором для всего мира: у страны есть обширные леса, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. А промышленность страны сейчас развивается в пределах взятых международных обязательств по ограничению антропогенной эмиссии в атмосферу парниковых газов.
Государство и гражданское общество, научное и деловое сообщество России занимают активную позицию по вопросам климата, интенсивно сотрудничают с государственными международными структурами, которые ставят глобальную экологическую безопасность выше сиюминутных политических интересов, в том числе на Западе, ищут решения для снижения влияния деятельности человека на изменения климата и для минимизации неблагоприятных перемен, вызванных как антропогенным, так и другими факторами.
Так, в конце октября текущего года президент России Владимир Путин утвердил обновленную Климатическую доктрину России.
Новый документ позволяет выстраивать долгосрочную климатическую политику страны, предвидеть последствия изменений климата и своевременно и эффективно адаптироваться к ним. В частности, впервые Климатическая доктрина ставит цель достижения Россией углеродной нейтральности к 2060 году.
Для достижения этой цели определены дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем. Реализация указанных мер позволит обеспечить к 2030 году объем выбросов парниковых газов на уровне 1673 млн тонн *-эквивалента (54 процента от уровня 1990 года) и достичь не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.
В документе также подчеркивается необходимость максимально широкого общественного обсуждения механизмов и мер, направленных на адаптацию и снижение антропогенного воздействия, расширения научного знания и исследований, выстраивание эффективных механизмов международного сотрудничества в данной сфере. Это значимый момент, без которого найти взвешенный подход к решению проблемы будет сложно.
Положения доктрины реализуются на практике. В рамках проводимой государством климатической политики ведущие научные центры России ведут свои изыскания и представляют разработки, которые позволяют контролировать изменения климата и факторы, влияющие на них.
Напомним, что в России созданы шесть научно-образовательных центров (консорциумов) для исследования изменения климата с целью научного и информационно-аналитического обеспечения управления климатическими рисками: «Земная система: моделирование и прогноз», «Океан: мониторинг и адаптация», «Суша: мониторинг и адаптация», «Углерод в экосистемах: мониторинг», «Экономика климата», «Антропогенные выбросы: кадастр». В этом году правительство РФ выделило более семи миллиардов рублей для работы консорциумов с целью создания единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ.
Активно создаются и внедряются системы мониторинга различных экосистем, включая вечную мерзлоту, системы контроля антропогенных факторов, в том числе выбросов парниковых газов, используются возможности искусственного интеллекта – в частности, уже создана модель прогнозирования изменений климата с помощью нейросетей – посредством анализа данных, собираемых на специальных климатических полигонах. Ведутся работы по созданию альтернативных видов топлива – например, уже представлена технология выработки биоводорода из микроводорослей.
Существенные результаты может продемонстрировать принципиально новый подход к обеспечению устойчивого развития – внедрение природоподобных технологий, которые не наносят ущерба окружающей среде, а гармонично встроены в естественные процессы. Концепция природоподобных технологий важна на фоне роста внимания к проблеме изменения климата в контексте признания роли экосистем в хранении и поглощении выбросов парниковых газов. По предварительным расчетам, природные климатические решения могут обеспечить более 30 % экономически эффективных мер, необходимых к 2030 году для стабилизации глобального потепления ниже 2 С°. Например, воссозданные природные зоны (дождевые сады, восстановленные водно-болотные зоны) могут эффективно удерживать паводковую воду для минимизации угроз наводнений, сохранять водные ресурсы для снижения рисков опустынивания, сокращать вероятность затопления территорий соленой водой и др. Концепцию природных решений можно рассматривать как зонтичную, охватывающую целый ряд направлений, которые нацелены на решение и социальных вызовов.
В настоящее время в России проводится активная работа по формированию условий для перехода к низкоуглеродной экономике. Безусловно, за последние годы Россия значительно продвинулась в этом вопросе, и можно определенно говорить и о достижениях, и о проблемах, проявивших себя на условиях этого перехода. И сегодня, опираясь на этот накопленный опыт, Россия, как и другие страны, должна представить новые национальные планы по борьбе с изменением климата до 2025 года. От них во многом будет зависеть ближайшее климатическое будущее.
Для экспертного сообщества принципиально важно осознавать, что российское государство считает необходимым вовлекать в обсуждение принципов формирования и механизмов реализации климатической политики широкую общественность, в том числе институты гражданского общества, население, представителей деловых кругов, бизнес-сообщества. Это дает позитивный сигнал открытости дискуссии, как для общества внутри страны, так и для широкой мировой общественности.
При этом важно на всех уровнях уверенно просчитывать экономические риски в связи с введением другими государствами мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих интересы России, репутационные риски, возникающие вследствие непринятия достаточных мер по борьбе с изменением климата, а также инвестиционные риски, связанные с изменением климата.
Конечно, не нужно забывать, что для разных регионов Российской Федерации последствия изменения климата различны. Причем даже в пределах одного региона они по-разному влияют на экономику, население и окружающую среду. В этой связи невозможно оценить вероятные последствия изменения климата для страны в целом. Значительная неопределенность в оценках влияния климата на экономику, население и окружающую среду сохраняется также, несмотря на глубокое изучение этого вопроса со стороны научного сообщества.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что Россия готова участвовать в международных климатических инициативах и должна это делать с учетом приоритета своих национальных интересов – они в первую очередь связаны с повышением качества жизни населения, сохранением здоровья и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях всех экономических, климатических и социальных изменений.
Согласно Климатической доктрине РФ, долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны – эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции (в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий), предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю.
Только при соблюдении всех этих условий и при активном международном взаимодействии возможно достижение углеродной нейтральности в ближайшем будущем.
Долгосрочное решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, и Россия задействована в выработке коллективных мер, она располагает достаточным научным, интеллектуальным и техническим потенциалом, чтобы предложить решения, исключающие социальные шоки, которые спровоцирует резкий отказ от традиционных видов топлива. Но для того, чтобы эти решения были восприняты, необходим по-настоящему конструктивный открытый экспертный диалог на максимально высоком уровне.
Мы надеемся, что Россия сделает все так или иначе зависящее от нее, чтобы 28-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата стала площадкой для именно такого диалога? и призываем к тому же представителей остальных стран-участниц Конференции.
Авторы:
Доронин Николай – первый заместитель председателя комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ, председатель правления Проектного офиса развития Арктики,
Шаргатова Зоя – председатель правления фонда экологического мониторинга и международного технологического сотрудничества,
Закондырин Александр – председатель Общественного совета при Минприроды РФ, доктор экономических наук,
Петров Вадим – председатель Общественного совета при Росгидромете,
Стрелкова Ольга – главный редактор СМИ «Экологии России»,
Еремин Иван – заместитель председателя Общественного совета при Минприроды РФ, основатель Global Business Media Aliance и Экологического пресс-центра.
Фото: unsplash.com