Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Миллиардер в Австрии, офшоры, корпоративные споры: как и зачем национализировали «Соликамский магниевый завод»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Переверзев
Пермский край
20 НОЯБРЯ, 2023

«Магний нужен стране, как воздух!». В свое время эти слова Иосифа Сталина послужили спусковым механизмом для строительства на севере Прикамья уникального предприятия. Через 85 лет эта фраза снова стала актуальной: государство решило вернуть себе «Соликамский магниевый завод», который до этого четверть века находился в частных руках. «ФедералПресс» рассказывает, как проходила и к чему привела деприватизация флагмана магниевой и редкометальной отрасли. Этот материал открывает цикл статей, посвященных национализации стратегических предприятий и активов.

Уникальный завод

ОАО «Соликамский магниевый завод» («СМЗ») стало вторым (после «Башкирской содовой компании») предприятием в Приволжье, которое государство решило вернуть себе. Его история началась в марте 1936 года, когда здесь отлили первый в стране слиток «крылатого металла» – магния.

Сейчас компания во многом уникальна. ОАО «СМЗ» на сегодня является старейшим в мире из действующих магниевых производств и стратегически важным для страны. Он единственный в России выпускает соединения редкоземельных элементов (РЗЭ), ниобия и тантала. Также на его долю приходится производство 75 % товарного магния и порядка 3 % губчатого титана в стране.

На «СМЗ» перерабатывают два вида рудного сырья. Карналлитовый концентрат, который поступает на предприятие с соседнего «Уралкалия», используется для производства магния. ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» (Мурманская область) обеспечивает соликамский завод лопаритовым концентратом: в результате его переработки получают титановую губку, соединения РЗМ, ниобия и тантала. Причем связка с «Ловозерским ГОК» делает «СМЗ» суверенным производителем титана, который здесь выпускают исключительно из отечественного сырья.

;

ФАС против миллиардера

Иску Генпрокуратуры РФ, которая осенью 2021 года потребовала вернуть акции «СМЗ» государству, предшествовали судебные разбирательства между ФАС и тремя из четырех основными владельцев завода на тот момент – Петром Кондрашевым, Сергеем Кирпичевым и Тимуром Старостиным.

Здесь стоит отметить, что после приватизации предприятия в 90-е годы его собственники затем менялись не раз. Среди них часто присутствовали и зарубежные акционеры. Очередная смена владельцев произошла в 2014–2016 годы. В 2014 году контроль над «СМЗ» вернул миллиардер Петр Кондрашев, который через кипрские офшоры, в частности, выкупил у структур Сулеймана Керимова и Михаила Прохорова крупный пакет акций. В свое время Кондрашев уже был совладельцем соликамского завода и «Ловозерского ГОК». Эти активы он с партнером Анатолием Ломакиным продали Керимову в 2011 году вместе с «Сильвинитом» (который вскоре после этого сольется с «Уралкалием»).

В 2014 году основные пакеты акций «СМЗ» сосредоточились в таких зарегистрированных по одному адресу в кипрском Лимассоле фирмах, как Slontecco Investments Ltd (24 %), Vojiesko Holdings Ltd (17,7 %), Fullcircle Facilities Management (15,7 %). Тогда же свои доли во владении заводом увеличили компании Canemare Enterprises Ltd (24,9 %), в то время считавшаяся близкой губернатору Кировской области Никите Белых, и Lenoro Ltd (7 %). Затем в течение двух лет был совершен еще целый ряд сделок по купле-продаже акций, которые в 2019 году также оспорил ФАС. Кроме того, антимонопольный орган считал, что в результате приобретения 57,41 % акций стратегического для страны завода тремя кипрскими компаниями (Slontecco Investments Ltd , Vojiesko Holdings Ltd и Fullcircle Facilities Management) был установлен контроль со стороны иностранных инвесторов без согласования с правительственной комиссией. ФАС также указывала в суде, что Кондрашев, который является налоговым резидентом Австрии, фактически выдал займы данным фирмам через Prenston Enterprises Ltd на покупку акций «СМЗ». В результате чего пакет 57,41 % оказался в залоге у Prenston Enterprises Ltd.

Однако Арбитражный суд Пермского края в сентябре 2020 года лишь частично удовлетворил иск ФАС. Он признал незаконными сделками следующие покупки акций «СМЗ»:

Все эти покупки, по мнению ФАС, были совершены в 2016 году для «легитимизации ранее совершенных неправомерных сделок». Также Арбитражный суд Пермского края осенью 2020 года лишил права голоса на собраниях акционеров Кондрашева, Старостина и Кирпичева.

Отметим, что судебный процесс проходил на фоне корпоративного спора между Кондрашевым и Игорем Пестриковым. Последний приобрел свой пакет акций в 2015 году у компании Canemare Enterprises Ltd. Как показало расследование Росфинмониторинга, Пестриков при покупке действовал в интересах Кондрашева, используя его средства для совершения сделки. Позже между Пестриковым и миллиардером возникли разногласия. Кстати, Пестриков поддерживал все требования ФАС в арбитраже.

Приватизировать не имели права?

Впрочем, вскоре Пестриков оказался в одной судебной лодке с Кондрашевым, Старостиным и Кирпичевым. В октябре 2021 года Генпрокуратура обратилась в суд, чтобы изыскать из владения этого квартета акции «СМЗ» в пользу государства.

Главный аргумент представителей ведомства сводился к тому, что приватизация «СМЗ» в 90-е годы могла осуществляться только по решению федерального правительства. В арбитражном суде Пермского края истец указал, что, согласно действовавшей программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год (была утверждена постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 № 2980-1), заводы по переработке руд радиоактивных и редкоземельных элементов подлежали приватизации исключительно по решению правительства страны. И данное требование в полной мере распространялось на «СМЗ», который занимался переработкой таких руд. Тогда как процесс акционирования стратегического предприятия проводили областные комитет по управлению госимуществом и фонд имущества.

Приватизация «СМЗ» заняла несколько лет: она проходила в 1992–1996 годы. Кстати, по ее итогам уже тогда часть акций (пакет в 15 %) досталась иностранному инвестору – Minmet Financing Company (Швейцария).

Петр Кондрашев, которого прокуратура также называла конечным бенефициаром «СМЗ», в своем отзыве на иск настаивал на том, что предприятие выбыло из федеральной собственности по воле РФ и приватизация прошла законно при участии федеральных органов власти. Один из его доводов заключался в том, что принимавший решение о приватизации завода областной комитет по управлению имуществом имел на это федеральные полномочия. Также Кондрашев указал на то, что после преобразования предприятия в АООТ «Соликамский магниевый завод» одним из его акционеров оставалось государство.

«Последующее распоряжение акциями, принадлежащими Российской Федерации, осуществлялось по указанию федеральных органов власти», – отмечалось в отзыве Кондрашева.

По мнению миллиардера, генпрокуратура не имела права истребовать акции ОАО «СМЗ» в пользу государства на основании статей 301 и 302 ГК РФ, поскольку ответчики были добросовестными покупателями акций. При этом акции не являются вещами, в связи с чем «виндикация как вещноправовой способ защиты неприменима к спорным правоотношениям». Кроме того, Кондрашев, как и другие ответчики, заявлял об истечении срока исковой давности.

В этом споре Арбитражный суд Пермского края встал на сторону Генпрокуратуры. 11 мая 2022 года судья Ольга Конева вынесла решение об изъятии из незаконного владения у ответчиков пакета акций 89,45 %. Позже это решение устояло в вышестоящих инстанциях.

Комментируя победу в суде, генпрокурор Игорь Краснов еще раз акцентировал внимание, что Петр Кондрашев является резидентом Австрии, а остальные акционеры были подконтрольны ему.

«Спорные акции завода по ходатайству прокурора арестованы, запрещена выплата дивидендов, на банковские счета наложены ограничения, сохранено свыше 4,5 млрд рублей», – заявил Игорь Краснов в интервью «Коммерсанту» летом 2022 года.

Отметим, что в прошлом году также в арбитраже (мурманском) проживающий за рубежом Петр Кондрашев потерял контроль и над «Ловозерским ГОК» – поставщиком лопаритового сырья для «СМЗ».

Под крылом «Росатома»

В октябре 2022 года АО «Регистратор Интрако» передало 89,4 % акций (356 276 штук) ОАО «СМЗ» на баланс Росимущества. После национализации соликамского завода несколько месяцев оставался открытым вопрос, кто будет контролировать и управлять стратегическим предприятием. В СМИ звучали разные варианты, среди них – госкорпорации «Ростех» и «Росатом».

Ситуация разрешилась в начале 2023 года, когда Владимир Путин подписал указ о передаче акций завода «Росатому». Этот процесс должен завершиться до конца года. К слову, «Ловозерский ГОК», который находится в единой производственной цепочке с соликамским заводом, тоже вошел в структуру «Росатома».

Также в январе этого года на двухлетний срок назначили нового гендиректора «СМЗ» Руслана Димухамедова и председателя совета директоров Владислава Демидова. В совет директоров помимо Димухамедова вошли по четыре представителя Минпромторга и Росимущества.

47-летний Димухамедов – не чужой человек для отрасли. С 2010 года выпускник Казанского госуниверситета занимался развитием редкоземельного производства в горнодобывающем дивизионе «Росатома», отвечал за горнорудные проекты. За его плечами – руководящие посты на предприятиях, которые входят в контур госкорпорации (АО «Техснабэкспорт», АО «Атомредметзолото»). В 2022 году, например, руководимая им компания «Объединенные урановые предприятия» запустила Туганский ГОК «Ильменит» в Томской области». С 2020 года Димухамедов также возглавляет российскую Ассоциацию производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов.

На первом же совещании в новой должности на «СМЗ» Димухамедов сообщил, что главная стратегическая задача на ближайшие годы – построить разделительный каскад РЗМ на предприятии. Об этом же он говорил на недавнем горно-геологическом форуме «Майнекс Россия» в октябре, где гендиректор соликамского завода поделился планами по его развитию.

«Мы планируем построить новое разделительное производство РЗМ. Это нужно для гарантированного импортозамещения редкоземельных металлов, необходимых для выпуска магнитов, катализаторов нефтехимии и другой высокотехнологичной продукции. Российская промышленность получит неодим, празеодим, лантан и церий», – рассказал на форуме Димухамедов.

По озвученным им в СМИ оценкам, на создание уникального для России цеха по переработке редкоземов потребуется как минимум четыре года и 5 млрд рублей инвестиций. Предполагается, что новое разделительное производство позволит перерабатывать ежегодно до 3,5 тысячи тонн РЗМ.

На форуме «Майнекс Россия» Димухамедов добавил, что на «СМЗ» восстановят полную производственную цепочку и будут выпускать металлический тантал в слитках.

«Это позволит нашим смежникам осуществлять дальнейшую переработку тантала в различные формы проката и порошков для российской электронной промышленности», – заявил Димухамедов.

Рекордные дивиденды, но не всем

Стоит отметить, что в 2022 году, когда шел процесс возвращения «СМЗ» в руки государства, предприятие показало рекордную прибыль – 3,51 млрд рублей. Это почти в шесть раз больше по сравнению с 2021 годом. В прошлом году компания значительно нарастила выручку – до 13 млрд рублей (на 41,9 %). Такие финансовые результаты преимущественно были связаны с ростом мировых цен на магний, что, в свою очередь, было вызвано простоем производств в Китае (компании из Поднебесной контролируют около 90 % магниевого рынка на планете).

Как следствие, этим летом «СМЗ» выплатило рекордные дивиденды по итогам успешного прошлого года. По решению совета директоров, акционерам направили половину чистой прибыли за 2022 год – 1,755 млрд рублей. Такую же сумму выделили на финансирование текущей деятельности завода.

Кстати, ранее дивиденды акционерам «СМЗ» последний раз выплачивались в 2018 году (59,7 млн рублей), а до этого они не распределялись 18 лет.

Как сообщали «Ведомости» со ссылкой на управляющего партнера Law & Capital Виктора Обыденнова, в этом году дивиденды выплатили только основному держателю акций – государству. Миноритариям (на их долю приходится 10,6 % акций) ничего не досталось. Кстати, сейчас прокуратура Пермского края через суд добивается изъятия у них акций «СМЗ». Ответчиками по делу проходят почти 2,2 тысячи миноритариев. На время этого разбирательства 17-й арбитражный апелляционный суд в октябре этого года запретил выплачивать миноритарным акционерам дивидендов в размере 187 млн рублей. На таких обеспечительных мерах настаивало Росимущество.

К слову, любопытный штрих: в рамках этого дела краевой арбитражный суд в ноябре оштрафовал АО «Банк Кредит Свисс (Москва)». Причина – организация не предоставила вовремя сведения об иностранном владельце 307 акций, номинальным держателем которых выступает материнская компания Credit Suisse (Switzerland) Ltd. Размер штрафа составил 20 тысяч рублей.

Нужна помощь государства

В этом году «СМЗ» пока далеко до рекордных финансовых показателей, зафиксированных в 2022-м. За девять первых месяцев чистая прибыль завода составила 820,13 млн рублей. Для сравнения: за три квартала прошлого года она превысила 3,25 млрд рублей. Такое падение связано с колебанием цен на рынке магния. Об этом Руслан Димухамедов также говорил на форуме «Майнекс Россия».

«Сегодня на рынке магния мы сталкиваемся с очень жесткой конкуренцией со стороны китайских компаний. Если в прошлом году наши потребители покупали магний по рыночной цене 6–8 долларов за килограмм, то теперь она упала до 3–4 долларов. Но ОАО «СМЗ» и ПАО «ВСМПО-АВИСМА» фиксированы в своих затратах на производство и оплату труда, а стоимость сырья выросла. Мы заинтересованы в том, чтобы на внутреннем рынке цена на магний была ближе к прошлогодней», – отметил Димухамедов.

По его словам, здесь не обойтись без поддержки государства, у которого есть возможность административных механизмов – например, повышение пошлин на импортируемый в Россию магний.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал, что государству передали почти 96 % акций другого прикамского предприятия – «Метафракса». Также «ФедералПресс» писал, что губахинский завод после национализации возглавил топ-менеджер из Башкирии.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова