Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Реформа образования в России: как изменился в 2024 году подход к детям и молодежи

Редакция «ФедералПресс» / Аркадий Воронов
Москва
10 ЯНВАРЯ, 2024

Ушедший 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника и стал отправной точкой для серьезных перемен в школьном и средне-профессиональном образовании. Образовательная система страны модернизируется впечатляющими темпами и становится все более высокотехнологичной. О том, что поменялось в прошлом году и каким будет образование в России будущего, – в материале «ФедералПресс».

«Школьное и дополнительное образование строятся в нашей стране как единая система и эффективны только тогда, когда они реализуются совместно. Благодаря нацпроекту «Образование» к концу 2023 года создано более 1,2 млн новых мест дополнительного образования и открыто 14,5 тысяч центров. Всего же по всей России в кружки и секции в России ходят более 18 млн учащихся», – заявляют в Министерстве образования Российской Федерации.

Дополнительное образование, помогающее молодому поколению определиться со своим карьерным будущим и успевать за современными тенденциями на рынке труда, действительно стало одним из самых активно развивающихся трендов последних лет.

Сегодня это развитие происходит централизованно в рамках нацпроекта «Образование». Нацпроект продолжает свое развитие, однако уже сейчас можно выделить основные направления, по которым движется образовательная система страны.

Прямые пути в науку и IT

В последние годы власти действительно глубоко осознали необходимость повышения качества образования в научных и высокотехнологичных сферах. Новые формы информационного взаимодействия и все более набирающий обороты технологический прогресс наглядно показывают: будущее – за высокими технологиями.

В связи с этим по всей стране в рамках исполнения нацпроекта «Образование» реализуется множество проектов, направленных на дополнительное образование детей и подростков.

Технопарки «Кванториум»

Это принципиально новый вид дополнительного образования для детей в возрасте от 10 до 18 лет. Обучение разделено на специальные кластеры – квантумы, всего их 14. Здесь детям преподают азы работы с искусственным интеллектом, управление беспилотниками, программирование и многое другое. На сегодняшний день существует уже 389 подобного рода учебных заведений, уже в 2024 году их общее число превысит 496 технопарков по всей стране.

«IT-Куб»

Еще один любопытный формат дополнительного образования для школьников. Как можно сразу заключить из названия, деятельность «IT-Кубов» напрямую связана с компьютерными технологиями. Но не только: здесь же дети знакомятся с разработкой мобильных приложений, робототехникой и даже программированием виртуальной и дополненной реальности. На сегодняшний день таких центров 253, но в 2024 году обещают открыть еще 87.

«Дом научной коллаборации»

Или, как его чаще называют, ДНК. Это центры на базе вузов: сейчас их всего 30, но проект стремительно развивается. Смысл «Домов научной коллаборации» заключается возможности для школьников приобщиться к реальной науке. В центрах ДНК школьники могут участвовать в настоящих научных проектах, что, кстати, в конечном счете повышает их шансы поступления в профильный университет.

«Точка роста»

Еще один новый проект высокой социальной значимости. Его особенность в том, что «Точки роста» работают только в небольших городах и сельской местности, позволяя детям прикоснуться к передовым достижениям. Такие центры открываются на базе уже существующих школ и предназначены для уроков технологии, информатики, ОБЖ, а также дополнительных занятий по робототехнике, научным опытам, мультипликации и многих других. В настоящий момент их насчитывается уже более 14 тысяч по всей стране, но в 2024 году станет на 10 тысяч больше.

Особенные дети в фокусе внимания

Того, что подходит большинству, недостаточно для некоторых детей. В первую очередь речь идет о молодых дарованиях, к образованию которых нужен особый подход. Для этого в стране появляется все больше центров для одаренных детей и молодежи.

«Мини-Сириус»

Несмотря на приставку «мини», такие центры (которых в стране уже 76) работают по образовательным стандартам и технологиям того самого «Сириуса». Сейчас ведется работа над тем, чтобы они появились во всей России.

Главная их задача – помочь юным гениям определиться с профессией, выявить и развить таланты в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин и техническом творчестве.

Инклюзивность в образовании

Разумеется, в стране много и других особенных ребят, для которых также необходимы специальные условия и программы. Так, к концу 2023 года в России работают 776 организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Одной из главных задач нацпроекта «Образование» стало обновление как образовательной, так и материально-технической части коррекционных школ. Ежегодно такое преобразование проходит порядка 100 специализированных учебных заведений. Это помогает школам отрыть двери в мир сверстников учащимся с ОВЗ социально адаптированными, профессионально сориентированными, конкурентоспособными, то есть получить качественное общее образование и трудовые навыки. Школы становятся многофункциональными центрами внедрения и трансляции инноваций, лучших практик в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

Двери в карьеру с ранних лет

Одной из ключевых целей нацпроекта «Образование» является создание четкой системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов молодежи. Пожалуй, главную роль в этой схеме играет профориентация. На сегодняшний день существуют сразу несколько федеральных программ, которые помогают молодым ребятам определиться со своим карьерным путем.

«Билет в будущее»

Основная задача этого проекта – помочь учащимся школ разобраться в мире современных профессий и специальностей. Для этого их знакомят с наиболее перспективными карьерными путями, которые точно будут актуальны уже в ближайшем будущем.

С начала проекта в мероприятиях «Билет в будущее» приняли участие более 3,8 миллиона школьников. Более 60 тысяч педагогов стали навигаторами проекта.

С сентября 2023 года на базе проекта «Билет в будущее» во всех российских школах действует единая модель профориентации обучающихся – профориентационный минимум (профминимум). Она доступна ученикам 6–11-х классов всех регионов России. Эта программа представляет собой отдельный профориентационный курс под названием «Россия – мои горизонты». Занятия проходят во всех школах России каждый четверг.

«Профессионалитет»

Это программа стала логичным продолжением процесса совершенствования системы среднего профессионального образования.

Главной ее особенностью является практическая работа студентов колледжей и других учебных заведений не только в мастерских с современным оборудованием, использующимся на реальных производствах, но и в тесной работе с бизнесом. Предприятия вовлекаются в партнерское управление образовательным процессом, что позволяет готовить профессиональные кадры с реальным рабочим опытом.

По поручению президента предстоит подготовить более 1 млн рабочих кадров в течение пяти лет. Сегодня в «Профессионалитете» уже участвуют более 900 колледжей и более 900 опорных предприятий-работодателей в 68 регионах страны. Созданы кластеры по таким отраслям, как машиностроение, сельское хозяйство, металлургия, железнодорожный транспорт, легкая промышленность, химическая отрасль, атомная отрасль, фармацевтическая отрасль, электротехническая отрасль, лесная промышленность, топливно-энергетическая промышленность, информационные технологии, радиоэлектроника, строительная отрасль, транспортная и другие.

Рекомендуем также прочитать наш материал о том, как в России начали образовываться карьерные лифты принципиально новой формации.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, Герман Парло