Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Борьба со снегом в уральских городах выходит на новый уровень: кто справляется современнее

Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Тюменская область
15 ЯНВАРЯ, 2024

На Урале и в Сибири вновь неожиданно наступила зима – эта шутка об уборке снега была бы смешной, но... Труда добавляют коммунальщикам обильные снегопады, к тому же уборку дорог ухудшают резкие перепады погоды, из-за которых после оттепели морозы превращают городские улицы в ледовые катки. Чем посыпают скользкие дороги зимой и где справляются вреднее всего – для «ФедералПресс» проанализировала независимый эксперт.

Виды противогололедных материалов

Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова рассказала, что в российских городах применяют разные виды противогололедных материалов (ПГМ) в соответствии с погодными условиями и требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Чаще всего используют такие виды ПГМ:

«Уфа, Екатеринбург, Пермь в последние несколько лет начали переход на современные противогололедные материалы взамен пескосоляных смесей. Как правило, центральные улицы этих городов убирают с реагентами, соответствующими ГОСТу, а второстепенные и дороги с меньшей интенсивностью обрабатывают пескосоляными смесями», – заявила эксперт.

Кто современнее убирает снег

В то же время Анна Климентова отмечает, что города с разной скоростью адаптируются к современным технологиям – в зависимости от наличия техники.

«Екатеринбург, например, несколько лет назад опробовал самую эффективную технологию – обработка дорог двухфазными материалами. Пермь сделала упор на твердые реагенты и комбинированные материалы, в том числе на тротуарах в центре города. Уфа применяет твердые реагенты для дорог», – рассказала эксперт.

По ее словам, в городах Урала и Западной Сибири используется в основном песок, пескосоляные смеси и галит, где-то точечно и в очень небольших количествах современные реагенты. К таким городам можно отнести, например, Челябинск, Курган, Сургут, Нижневартовск. Но в этих ПГМ есть ряд недостатков, утверждает эксперт.

Пескосоляную смесь обычно применяют спустя 40 минут с момента начала снегопада, и именно она способствует накоплению грязи, бурой каши и токсичной пыли. И всего через час после обработки на дорогах остается всего 30 % песка – транспортные средства попросту разносят его по обочинам, что является одной из причин загрязнения окружающей среды. После применения такого вида материала весной требуется проводить уборку дорог от песка и прочищать ливневки, а это – дополнительная трата бюджетных средств, обратила внимание Анна Климентова.

«Техническую соль (галит) также сложно назвать лучшим средством для использования в городах, особенно уральских. Зима в Уральском округе характерна обильными снегопадами, низкими температурами воздуха. Галит же перестает плавить лед при температурах ниже –12 градусов. Таким образом, большую часть зимы данный реагент для применения на Урале бесполезен. Бороться галитом с сугробами тоже малоэффективно из-за физических особенностей хлорида натрия (соли) – она плохо впитывает влагу. Таким образом, снег от галита очень медленно тает, что в городе может обернуться авариями», – рассказала она.

Поэтому дорожные службы, как правило, смешивают галит с песком, а это опять же приводит к грязи на дорогах и к дополнительным расходам на уборку.

Экологичнее, технологичнее, безопаснее

По мнению эксперта, при снегопадах и низких температурах эффективнее всего работать с другими противогололедными реагентами, а не с галитом.

«Современная технология уборки должна выглядеть так: дорогу обрабатывают реагентами за два часа до того, как начался снегопад, затем прометают талый снег во время выпадения осадков и, наконец, после окончания снегопада проводится финальная очистка и вывоз талого снега. На это отводится от суток до нескольких дней в зависимости от категории улиц», – считает Анна Климентова.

Также эксперт отмечает, что от выбора применяемого противогололедного материала зависит, сколько потребуется для уборки техники. После обработки дорог пескосоляной смесью нужно в два раза больше комбинированных дорожных машин, чем для обработки реагентами.

«К сожалению, в очень многих российских городах наблюдается дефицит техники – недооснащение составляет порядка 20–50 %. Уборочные машины имеют солидный для такой техники возраст – 10–15 лет. Как раз переход на современные материалы позволяет убирать город быстрее даже с имеющимся парком техники», – убеждена руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.

По ее словам, в России в последние несколько лет практически все города с населением в полмиллиона человек и более перешли на современные ПГМ и отказываются от песка. Анализ показал: переход на инновационные реагенты позволяет в среднем в 2 раза снизить потребность города в специализированной технике, в 2,5 раза – расходы на горюче-смазочные материалы и содержание автопарка, в 4,5 раза – требуемый тоннаж противогололедных материалов. Снижение затрат на содержание 1 кв. м дороги может составить до 20 %.

«В городах, где начато использование реагентов, зафиксировано значительное снижение зимней аварийности: в среднем в Москве этот показатель сократился на 67 %, в Казани – на 45 %, в Екатеринбурге – на 72 %, в Красноярске – на 28 %», – подытожила Анна Климентова.

Фото: ФедералПресс / Максим Филиппович, Наталья Шалыгина, Татьяна Буторина