Редакция «ФедералПресс» / Святослав Фирсов
Москва
12 ЯНВАРЯ, 2024
Россия готовится к судебным процессам из-за возможной конфискации замороженных активов на Западе, пишет Bloomberg. По данным источника издания, Банк России взаимодействует с международными юридическими фирмами и пытается выстроить стратегию защиты. Почему российские активы Запад хочет конфисковать и как РФ может ответить на действия США и Европы – в материале «ФедералПресс».
Представители Банка России налаживают деловые контакты с крупнейшими юридическими фирмами, которые могут представлять интересы страны в случае, если Запад решит конфисковать замороженные российские активы в размере 300 миллиардов долларов, пишет Bloomberg, ссылаясь на источники.
Российская сторона полагает, что конфискация ЗВР «маловероятна». Такой вывод представители ЦБ сделали, изучив юридическую практику стран Запада и судебные прецеденты.
Несмотря на это, США не оставляют попыток передать замороженные резервы Украине. 11 января Джо Байден поддержал закон об изъятии российских ЗВР, однако европейские страны не разделяют точку зрения Вашингтона. Можно предположить: если Запад добьется конфискации активов РФ, то вся финансовая и военная помощь, предоставляемая Киеву, будет оплачена российскими деньгами.
Источники Bloomberg отмечают, что судебные тяжбы по поводу операций с замороженными российскими средствами могут длиться десятилетиями, и даже в этом случае перспективы остаются неясными. Обозреватель делает вывод, что ЗВР России останутся заблокированными до нормализации отношений РФ и стран Запада.
Несмотря на то, что Россия уже не может распоряжаться своими ЗВР на Западе, право собственности у нее никто не забирал, подчеркивает экономист Михаил Беляев.
«Чем отличается заморозка от изъятия? Наши деньги числятся на счетах в каких-то западных финансовых организациях. И вы можете дать команду своему финансовому учреждению, которое находится в вашем подчинении, не проводить какие-то определенные операции с определенным клиентом или не обрабатывать какой-то определенный счет», – объяснил Беляев.
Финансовый аналитик напомнил – воспользоваться замороженными средствами не может ни Россия, ни Запад.
«Нас пока никто не лишил права собственности на эти деньги, но проводить операции не можем ни мы, ни они, потому что владельцем денег остается Россия. Финансовое учреждение может что-то сделать с деньгами только по команде владельца. Если команды нет – то финансовое учреждение не вправе что-то делать с деньгами», – добавил экономист.
Экономист полагает, что Запад может пойти на передачу права собственности российских активов, однако у России останется два варианта ответных действий. Первый – в правовом поле, а второй – радикальный.
«Если наши активы изымут и передадут право собственности, мы можем найти какие-то изъяны и отсутствие каких-то прочных юридических оснований для того, чтобы считать эту новацию легитимной, но это будет через суд, через тяжбы, а это годы», – объяснил аналитик.
Михаил Беляев выразил мнение, что если конфискация российских ЗВР все-таки состоится, России нужно будет действовать жестко.
«Такой же зеркальный ответ, как во время боевых действий. Оперевшись на эту клаузулу, изъять западные активы», – заключил эксперт.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2