Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
13 ФЕВРАЛЯ, 2024
Сотрудники Ксении Собчак приговорены к серьезным срокам за вымогательство у главы «Ростеха» Сергея Чемезова. В то время как сама журналистка не проходила по делу даже свидетелем. За разъяснениями о том, почему «кровавую барыню» эта история обошла стороной, «ФедералПресс» обратился к политологам.
Хамовнический районный суд Москвы приговорил коммерческого директора холдинга «Осторожно, Media» Кирилла Суханова к 7 годам и 6 месяца исправительной колонии строгого режима. Журналисты и авторы telegram-канала «Тушите свет» Ариан Кузьмин и Тамерлан Бигаев получили по 7 лет исправительной колонии строгого режима. Осужденных признали виновными по делу о вымогательстве 11 млн рублей у главы «Ростеха» Сергея Чемезова.
По версии следствия, фигуранты уголовного дела хотели получить деньги за удаление уже размещенной компрометирующей информации, а также за неразмещение такой информации в течение года. Кирилл Суханов признал вину частично, остальные осужденные свою вину не признали.
Несмотря на то что осужденные работали у Ксении Собчак, она даже не стала свидетелем по нему. Более того, якобы перед обысками в октябре ее кто-то предупредил, и она уехала из страны. Как писал «АИФ», «чтобы всех запутать, Собчак ночью онлайн покупает билеты на самолет в Дубай, а утром делает заказ на билет в Турцию».
В ноябре журналистка уже вернулась в Россию. Между тем, как 28 октября 2023 года писал «РБК» со ссылкой на свой источник, Собчак не проходила подозреваемой по этому уголовному делу. В то же время издание отмечало, что 26 октября ТАСС и RT писали со ссылкой на источники в правоохранительных органах: «Журналистка стала подозреваемой по делу о вымогательстве».
12 февраля 2024 года стало известно, что журналистка даже не вызывалась в суд для дачи показаний.
На приговор суда, где решалась судьба ее коллег, она тоже не пришла. Свое отсутствие на приговоре она объяснила так: «Ни меня, ни мамы Кирилла не было в зале – так попросил Кирилл и на это есть причины».
На суровое решение суда Собчак также отреагировала в соцсетях: «Нет слов. Это не просто несправедливость. Это гораздо больше. Я выполнила все, все договоренности, чтобы было смягчение. Зачем вы ломаете жизнь людям? За что?»
Такое заявление журналистки может компрометировать суд, отметил в разговоре с «ФедералПресс» адвокат Александр Карабанов. Это связано с тем, что российское судопроизводство не предусматривает переговоров с третьими лицами. Между тем вынесенные судом сроки – это минимальное наказание, предусмотренное по данной категории преступлений.
Политолог Владимир Соловейчик напомнил, что Ксения Собчак была кандидатом на пост президента Российской Федерации шесть лет назад. Однако тут нет прямой причинно-следственной связи, отметил эксперт.
«Сейчас мы видим, что у нас кандидаты просто провалились на сборе подписей, а она была зарегистрирована. Значит, она входит в достаточно узкую группу тех, общественных деятелей, на которых власть смотрит как на часть российской элиты. Иначе бы она и на тех выборах не собрала никаких подписей», – отметил политолог.
Кроме того, ее мать Людмила Нарусова – сенатор, а отец Анатолий Собчак был первым и последним мэром Петербурга, также напомнил эксперт.
«Она – часть достаточно узкого класса власти. На нее распространяется внутрикорпоративная этика или классовая солидарность. Ее, может быть, и могут поругать, пожурить, но в своем узком кругу, не вынося сор из избы. Это часть сравнительно немногочисленной элиты, которая и управляет страной, принимая все решения. Особенности российского капитализма таковы, что элита находится в привилегированном положении. Она очень немногочисленна, и кто туда попал, может оттуда вылететь лишь в крайних ситуациях, переходя все границы. Но она такие границы не переходит, не по отношению к нам с вами, а по отношению к своим коллегам», – объяснил Соловейчик.
Политолог Александр Конфисахор также заметил в разговоре с «ФедералПресс», что это не первая подобная ситуация, которую мы наблюдаем. «Друзьям – все, врагам – закон. В новейшей истории были такие ситуации, когда людей отпускали, когда все были уверены, что они виноваты. В то же время другим давали сроки за то, чего и не было и даже не подразумевалось. Комментировать судебные решения – неблагодарная вещь. Она не поддается ни логике, ни здравому смыслу», – отметил эксперт.
При этом он отметил, что и высокопоставленные чиновники порой попадают под судебные жернова.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Дедюхин