Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Игра на чужом поле»: как кандидаты в президенты борются за «неопределившийся» электорат

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
15 ФЕВРАЛЯ, 2024

Чуть больше месяца остается до главных выборов страны. Уже к концу недели кандидаты в президенты обещают представить свои программы избирателям. Тем не менее общаются кандидаты с россиянами давно и спустя месяц командировок по регионам страны уже пробуют себя в новом амплуа. «ФедералПресс» разбирается, как политики отвоевывают себе голоса избирателей.

Поиск электората в Москве и регионах

Кандидаты продолжают развивать информационную повестку вокруг предстоящих выборов. В основном – за счет путешествия по стране и встреч с населением, для обсуждения тех или иных проблем. Именно проблематика и характер мероприятий становятся определяющими в образе политика, будь то решение проблем СВО, киберспорт или спасение бездомных животных.

Так, представитель «Новых людей» Владислав Даванков за последние дни успел побывать в Хабаровске, который уже посетили другие кандидаты, после чего выступил с критикой городского хозяйства с привычной ему точки зрения высоких технологий и урбанизации.

«В Хабаровске язык не поворачивается говорить о цифровизации и развитии космоса, пока люди живут в деревянных бараках без канализации и водопровода. Побывал в одном из таких домов на улице Истомина. Правда, только на первом этаже. На второй подниматься уже опасно, – делится Даванков впечатлениями от дальневосточного региона в своем телеграмм-канале.

После чего Даванков посетил Владимир, где принял участие в тренировке по боксу и рассказал о своей любви к спорту вообще и боевым искусствам в частности, выступив в неожиданном для избирателя образе «бойца».

Но куда больше удивил кандидат от коммунистов Николай Харитонов. Будучи человеком с богатым опытом в аграрном хозяйстве и в целом следуя образу «крепкого хозяйственника», последние свои выступления Харитонов посвятил спасению животных и киберспорту. Оба мероприятия прошли в столице, где, вероятно, больше всего людей, интересующихся такими вопросами.

«У комсомола есть своя профессиональная команда, капитан которой – мое доверенное лицо на выборах президента, руководитель федерации киберспорта Московской области Андрей Мажуга. А всего у наших молодых коммунистов 40 команд по стране», – сообщил кандидат от КПРФ 10 февраля

После чего коммунист посетил котокафе в Москве, где поделился успехами однопартийцев в помощи котам и напомнил, что КПРФ с 2018 года добивается принятия закона об ответственном обращении с животными.

Еще один представитель парламента, выдвинувший свою кандидатуру на выборы президента, – Леонид Слуцкий – продолжает развивать тему поддержки СВО и требовать честных цен для россиян. «Продолжать дело Жириновского», как следует из его заявлений. Посетив на прошлой неделе Алтайский край, кандидат от ЛДПР пожаловался на ценники в магазинах и предложил усилить контроль над этим вопросом: обязать производителей выставлять эталонную стоимость товара за 1 килограмм или 1 литр.

На этой неделе Леонид Слуцкий посетил Центральный военный клинический госпиталь имени А. А. Вишневского, где встретился с однопартийцем, прошедшим службу на полях СВО. Там Слуцкий поддержал инициативу добровольца установить памятник штурмовикам, участвовавшим в специальной военной операции.

Еще один кандидат в президенты, Владимир Путин, остался в фокусе информационной повестки, дав интервью американскому журналисту Такеру Карлсону.

Можно ли «перетянуть» электорат другого кандидата

По мнению политологов, избирательная кампания сейчас находится в той стадии, когда кандидаты уже понимают свой ядерный электорат и проверяют, насколько можно его расширить. В том числе за счет избирателей, симпатизирующих другим кандидатам. Но кто-то делает это более гармонично для своего образа, а кто-то менее, считает политолог Константин Калачев.

«Начнем с того, что Даванков занимался тхеквондо, а в доверенных лицах у него чемпион по боксу. Пропаганда ЗОЖ и навыков самообороны для него органичны. Чего не скажешь о Харитонове в VR-очках. Кандидаты в поиске новых тем для своей целевой аудитории», – рассказал Калачев корреспонденту «ФедералПресс».

Схожей точки зрения придерживается политтехнолог, член Экспертного клуба «Дигория» Максим Щербинин.

«Активность кандидатов на полях целевых аудиторий, с которыми им обычно работать несвойственно, говорит о том, что партии вступили в период трансформации. И если «Новые люди» себя пока всего лишь ищут, то ЛДПР и КПРФ стремятся к перенаправлению технологических векторов с учетом уже случившегося транзита в ЛДПР и, очевидно, предстоящего транзита в КПРФ. Для технологов это очень нетривиальная задача. Пытаясь охватить новую аудиторию, можно запустить работу по наиболее понятным и лояльным категориям избирателей. Акторы идут ва-банк. Сыграет ставка или нет – покажут итоги голосования», – поясняет Щербинин.

Поиск и эксперименты – два характерных паттерна текущей кампании, считает политолог. Это следствие сложившейся политической конъюнктуры сверхконсолидированного общества россиян.

«Технологи должны рисковать. Но не для того, чтобы получить больше поддержки, а хотя бы удержать тот уровень поддержки, который был раньше. Очевидно, что этот тренд продолжится. Есть уверенность, что еще больше технологических перфомансов мы увидим на МГД-2024 и ГД-2026», – заключил Максим Щербинин.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия