Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Транспортный коллапс на Юге: почему 100 тысяч не привлекают водителей

Редакция «ФедералПресс» / Филипп Грузин
Ростовская область
20 ФЕВРАЛЯ, 2024

В южных регионах продолжаются проблемы с общественным транспортом. Водители отказываются работать, несмотря на якобы имеющееся повышение зарплат. «ФедералПресс» разобрался, почему общественный транспорт некому водить и соответствуют ли заявленные зарплаты в 100 тысяч рублей действительности.

Вранье ростовского мэра о зарплатах водителей

На сегодняшний день в Ростове дефицит водительского состава составляет 48 %. В общей сложности в городе должно работать около двух тысяч автомобилистов. На самом же деле работает около одной тысячи. Соответственно, в городе открыто около одной тысячи вакансий.

Из-за недостатка рабочих произошел недовыпуск транспортных средств на линию. При этом на фоне всей этой ситуации регион активно обновляет подвижной состав. За 2023 год за счет регионального бюджета было закуплено почти 200 новых автобусов, а управлять ими некому.

В региональном дептрансе отмечают рост зарплаты водителей в муниципальных предприятиях на 54 %. Так, средняя заработная плата по итогам работы за девять месяцев 2023 года составила 52 тысячи рублей, а за декабрь 2023 года – 80,3 тысячи рублей.

Однако, несмотря на все усилия привлечь людей на работу, эффекта нет. Водители жалуются на то, что по итогу зарплата получается гораздо меньше заявленной, несмотря на переработки. Также работников не устраивают условия, из-за которых у них нет нормальной возможности сходить в туалет, перекусить и отдохнуть в обеденное время. Несмотря на то, что недостаток водителей наблюдается достаточно давно и выходящих на линию машин становится все меньше, план перевозок и график остался неизменным.

Депутат гордумы Ростова, он же президент ассоциации перевозчиков Ростовской области Магомед Дарсигов, назвал причиной дефицита водителей их уход в такси. В качестве решения проблемы он предложил уменьшить квоту на такси в десять раз. С 12 тысяч машин, работающих в городе, до 1,2. Инициативу депутата не приняли, а ростовчане и вовсе назвали ее популистской, поскольку в итоге она приведет к дефициту такси. В этом случае единственной возможностью передвигаться по городу останется пешая прогулка.

Власти были намерены решить проблему с дефицитом водителей с помощью новых регионов. Планировалось предоставить все необходимые условия и муниципальное жилье. Однако все получилось наоборот, многие водители из Ростова сами активно переезжают в новые регионы, поскольку там зарплата работника общественного транспорта гораздо выше, а поток пассажиров и график проще.

Мэр Ростова Алексей Логвиненко заявил, что водитель общественного транспорта в Ростове может легко зарабатывать по сто тысяч рублей в месяц. При этом при опросе самих работников общественного транспорта они рассказали, что заявления мэра не соответствуют действительности.

Факт того, что вакансия с зарплатой в сто тысяч рублей присутствует, а по факту водители получают меньше, может говорить о коррупции в сфере работы общественного транспорта, считает ростовский общественный деятель и урбанист Артемий Зайцев.

«Вакансия МУП МТК Ростовпассажиртранс «Водитель автобуса на городских перевозках» действительно существует, но доход указан до 100 тысяч рублей на руки. Здесь не догововаривают, когда говорят, что средний доход водителей в месяц 100 тысяч. И тут возможна коррупция. Может, действительно по ведомостям кто-то расписывается за 100 тысяч и выше и делится с начальством. А на самом деле на рейс не выходит. Надо изымать документы и сравнивать с ГЛОНАСС. Проверять, были приписки или нет», – убежден эксперт.

Повышение зарплат в Краснодаре не помогло

В Краснодаре также наблюдается достаточно высокий дефицит водителей общественного транспорта. По данным на 20 ноября 2023 года, общий дефицит водителей составил 610 человек. Из них 186 (32 %) на трамваях, 240 (48 %) на троллейбусах и 184 (48 %) водителей автобуса.

С начала декабря 2023 года планировалось провести внеплановую индексацию заработной платы для водителей. На сегодняшний день средняя зарплата составляет 50–60 тысяч рублей в зависимости от графика. Хотя планировалось провести индексацию и поднять зарплаты до 70–80 тысяч рублей. При этом сами водители также жалуются на переработки и плохие условия. Например, в ряде автобусов летом отсутствует кондиционер.

В городе происходит постоянный недовыпуск подвижного, а также резервного состава на линию. При этом закупки нового транспорта происходят довольно часто. Вместе с тем происходит уменьшение количества графиков движения до минимума, а в некоторых случаях перевозчики отказываются обслуживать маршрут.

Начальник краснодарского ДЕПО Александр Балущенко в одном из интервью в начале этого года признал, что кадров катастрофически не хватает

«Сумасшедший дефицит. Ситуация стабильно ухудшается. Да, уровень зарплаты недостаточен. И это работа не из легких. Для водителей – это постоянное внимание за рулем, особенно в условиях пробок. Кондукторы нередко встречаются с непростыми пассажирами. Профессии малопопулярны. Молодежь выбирает доставку вместо этого. Не хотят получать полезную профессию», – рассказывал Александр Балущенко в интервью одному из региональных изданий.

Причиной непопулярности данной профессии является не только маленькая зарплата, но и отсутствие положительного образа, считает экономист Роман Иноземцев.

«Кадровый голод вызван тем, что долгое время в нашей экономике было принято не оплачивать труд по достоинству, что привело к тому, что престиж многих рабочих специальностей упал. Дело усугубила и массовая культура, для которой тех же водителей автобусов, троллейбусов или трамваев просто нет – они не становятся героями фильмов, сериалов или музыкальных клипов. Да хоть рекламы! Тем же курьерам создали положительный образ. Доставщики еды и товаров регулярно мелькают в рекламных роликах в положительном ключе, что в значительной степени обеспечило приток кадров на эту работу, которую многие считают чем-то временным или подработкой», – считает эксперт.

Примечательно, что дефицит водителей общественного транспорта начался после того, как был принят закон, запрещающим мигрантам заниматься некоторыми видами деятельность, в том числе перевозками людей. Напомним, что соответствующее решение было принято в 2023 году, оно же будет продлено на 2024 год.

А в других регионах

В ряде других регионов аналогичная проблема. Например, в Астраханской области было размещено более 400 тысяч вакансий для водителей, что на 53 % превышает прошлогодний показатель. Ситуация не улучшается, несмотря на то что индексация зарплат проведена и на данный момент они составляют около 90 тысяч рублей.

В Волгоградской области нехватка водителей возросла на 65 %. Там средний уровень зарплаты составляет 60 тысяч рублей.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева