Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
21 ФЕВРАЛЯ, 2024
Новые «Правила допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне» вступили в силу в феврале. Они касаются доступа к секретным документам и выезда за рубеж тех, кто имеет такой доступ. Как изменения повлияют на чиновников и почему некоторые из них могут лишиться своих постов, разбирался журналист «ФедералПресс».
Поправки в закон «О гостайне» были подготовлены в марте прошлого года. Депутат Василий Пискарев объяснял, что нужно устранить пробелы в законодательстве о допуске к гостайне россиян, которые знают о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.
Первую степень допуска могут получить силовики, военные и сотрудники некоторых научных организаций. Они не могут покинуть страну в течение 10 лет с момента последнего допуска.
Второй уровень доступа имеют ученые (научно-исследовательские институты), чиновники (законодательной и исполнительной власти) и «оборонщики». Срок запрета на выезд составляет пять лет с момента последнего допуска.
Третий уровень не накладывает ограничений на выезд, но россияне должны предупреждать работодателя о желании побывать за границей.
В новых правилах расширены основания для отказа к допуску ко всем трем видам гостайны. Так, запрет коснется россиян, проживающих за границей шесть месяцев в году или имеющих родственников, которые столько или более времени находятся в зарубежных странах. Запрет будет действовать для лиц с двойным гражданством или видом на жительство другой страны, людей, имеющих судимость, а также иностранных агентов.
Изменения в допуске к гостайне могут повлиять на ротации и кадровые назначения, которые ожидаются после выборов президента, рассказывают политологи. Отказ в доступе к гостайне закрывает для должностных лиц возможность работы на большинстве государственных должностей или в частных компаниях стратегического значения.
Заметим, что в 2021 году Госдума приняла законы, которые запрещают чиновникам иметь двойное гражданство или вид на жительство. Речь шла о губернаторах, а также госслужащих региональных и муниципальных органов власти, председателе Центробанка и его заместителях, аудиторах Счетной палаты, а также уполномоченных по правам человека и ряде силовиков.
Политолог Илья Гращенков считает, что вид на жительство и гражданство другой страны есть у многих госслужащих, но они не афишируют, скрывают его или на это просто не обращают внимание.
«Все это запубличить возможно, но это был бы кардинальный разворот и элиты формировались [бы] по принципу внутренней зачистки. Нелояльные были бы связаны с другими странами, не обязательно с Западом, поскольку у многих есть ВНЖ или гражданство третьих стран, у кого недвижимость. Готова ли власть формировать такую элиту? Это сильно бы снизило число профессионалов, на которых опирается действующая власть», – полагает политолог.
Он не исключил, что возможны точечные изменения, когда какого-то чиновника давно хотели поменять, а теперь наличие такой строчки в биографии станет поводом не переназначать его на должность.
Политический консультант Дмитрий Фетисов уверен, что из-за новых правил совершенно точно следует ожидать ротации кадров после выборов. Он заметил, что вопрос назревал очень давно и разговоры о таких изменениях ходили еще до начала СВО.
«Лица, которые подпадают под действие этих правил, становятся достаточно уязвимыми для западных спецслужб, и на них можно оказать влияние. Этот вопрос поднялся сейчас, когда пошли активные шаги по национализации политической и управленческой элиты. Сейчас это делается, чтобы после выборов использовать эти правила во время большой перерассадки», – полагает Фетисов.
По его мнению, под данную категорию попадает большое количество госслужащих.
Научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета Дмитрий Журавлев придерживается другой точки зрения. Он считает, что новые правила доступа к гостайне не очень сильно повлияют на ротацию кадров после выборов.
«Высшие руководители государства второго гражданства не имеют. Люди, работающие в системе Администрации президента, ФСБ, аппарата правительства, – до момента ротации либо у них таких родственников не будет, либо у них и сейчас их нет. Если такое требование появится, то они тут же под это требование выставляются», – сказал он.
По его словам, они сдадут паспорта или их родственники окажутся неродными. «Попадутся те, кто совсем нагло будет себя вести и не попытается скрываться», – пояснил политолог.
Фото: ФедералПресc / Арина Карташова