Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Бизнес-империю на чужих ДТП построили автоюристы в Нижегородской области

Редакция «ФедералПресс» / Ксения Кобалия
Нижегородская область
28 ФЕВРАЛЯ, 2024

В Нижегородской области сложилась практика заработка на дорожно-транспортных происшествиях. И прибыль от случившегося ДТП идет не пострадавшему на ремонт автомобиля или возмещение понесенных убытков, а в карман третьего лица – предпринимателя, выкупившего право требования возмещения ущерба. Примечательно, что это лазейка в законодательном поле. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

Воспоминания из прошлого

Каждый день происходят аварии на дорогах, и никто не застрахован от них. Но удивительно, когда спустя месяцы, а в некоторых случаях – спустя годы, виновник получает судебный иск из-за ДТП, в которое попал.

История Елизаветы (материалы ее судебного дела есть в распоряжении «ФедералПресс»), которая стала виновницей аварии прошлой зимой, является примером такой ситуации. На месте водители оформили европротокол, и, как выяснилось позднее, пострадавшая сторона заключила договор цессии (переуступку прав требования другому субъекту) с ИП Крейдерман Ириной Михайловной, предпринимательница таким образом перекупила «долг».

Крейдерман выплатила некую сумму пострадавшему, через месяц получила за него страховую выплату по ОСАГО, еще через месяц – обратилась к специалистам для проведения независимой экспертизы, которая показала, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля выше на 10 тысяч рублей, чем было выплачено страховой.

Предпринимательница подала в суд на Елизавету, требуя компенсацию разницы, а также расходов на экспертизу, юридические услуги, почтовые расходы и госпошлину. Девушка же узнала о судебном процессе, когда ее карты были заблокированы судебными приставами.

История нижегородки не уникальна, так как сотни подобных дел рассматриваются в судах Нижегородской области. Примечательно, что очень часто истцами выступают одни и те же заявители – ИП Крейдерман, Вершинин Сергей Дмитриевич и Михаил Яковлевич Крейдерман. Суммы, фигурирующие в делах, варьируются от десятков до сотен тысяч рублей.

Как рассказала другая нижегородка – Марина, по чьей вине произошло ДТП в 2020 году, она получила иск о взыскании денег якобы на восстановительный ремонт автомобиля спустя почти три года. Истцом выступил Вершинин С. Д. К настоящему моменту точка в ее деле не поставлена, разбирательства уже затянулись на год.

Десятки людей со всей Нижегородской области, которые, как Елизавета и Марина, столкнулись с поставившими на поток взыскание денег с виновников ДТП по договору цессии дельцами, объединились в инициативную группу. Они обмениваются опытом и предостерегают остальных нижегородцев от проблем, которые могут возникнуть.

Автомобилисты пожинают плоды закона «Об ОСАГО»

Сумма, выплачиваемая по полису ОСАГО пострадавшему в ДТП, фактически ниже, чем стоимость ремонта новыми запчастями, так как рассчитывается с учетом износа деталей по единой методичке. Как отметил автоэксперт, член Общероссийского народного фронта (ОНФ) Сергей Кузин, сумма выплат не превышает 400 тысяч рублей. Все, что больше, – доплата с виновника аварии. Это в 2017 году закрепили на законодательном уровне.

«Суды встают на сторону взыскателей, следуя требованиям ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Гражданского кодекса», – пояснил он.

Автоэксперт полагает, что бороться с изменениями закона нужно было еще несколько лет назад. Теперь же каждую ситуацию стоит рассматривать индивидуально. Не всем автомобилистам, вероятно, удастся существенно уменьшить требуемую сумму. Сложность заключается и в том, что в ходе судебных разбирательств придется прибегнуть к судебной экспертизе, а плата за нее достигает 30 тысяч рублей, и не факт, что расходы будут возложены не на виновника ДТП, выступающего в качестве ответчика.

А вот та самая цессия, или продажа долга третьим лицам, стала побочным продуктом деятельности аварийных комиссаров. Без них сложнее найти пострадавших в ДТП – они приводят «клиентов» фирмам и, скорее всего, получают процент с каждого заключенного договора.

Чем опасна цессия для автомобилистов

Судебная практика показала, что в большинстве случаев удовлетворяют требования истца в лице таких третьих лиц, как Крейдерман или Вершинин.

Порочную практику можно преломить, например, если в суде получится доказать, что человек был обманут при заключении цессии, введен в заблуждение условиями, или в документах будет обнаружен подлог. Например, как рассказали в программе «Кстати» такая ситуация сложилась у водителя из Санкт-Петербурга. С него пытались взыскать крупную сумму, хотя он даже не был участником ДТП.

По словам Марины, есть и другая группа пострадавших – те, кто получил слишком мало и хотел бы расторгнуть цессию. Но без штрафа в несколько десятков тысяч рублей это сделать не получается. Они тоже через суд пытаются расторгнуть заключенный договор.

Кроме того, пострадать можно и в еще одном случае: если договор заключен с ИП, а выплата поступит от физлица. Против гражданина могут выйти с иском о неосновательном обогащении и требованием процента за пользование чужими деньгами.

«Человек думает, что ему помогли, подписав цессию, проблемы со страховой решили. Но он еще не знает, что ему заплатили меньше, чем страховая выплатит, так еще через два года к нему выйдут с иском и денег попросят», – отметила Марина.

Что же касается требования денег не самими пострадавшими, а третьими лицами, Кузин полагает, что такие истцы могут действовать злонамеренно и незаконно, сознательно завышая сумму ущерба, используя лазейки, даже, предположительно, руководствуясь преступным умыслом.

Нижегородцы обратились к Путину, Мишустину и Никитину

Больше 30 нижегородцев подписались под коллективным письмом, которое есть в распоряжении «ФедералПресс», председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву, председателю Нижегородского областного суда Вячеславу Поправко, председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, а также председателю Госдумы Вячеславу Володину, депутату Александру Хинштейну и другим.

Они просят инициировать изменения федерального закона «Об ОСАГО», которые бы полностью исключили третьих лиц, не имеющих имущественного интереса в восстановлении автомобиля, из правоотношений по возмещению ущерба автомобилям при ДТП. Запретить автовладельцу требовать разницу между выплаченной страховой компанией суммой и рыночной стоимостью восстановительных работ поврежденного автомобиля с виновника ДТП, если пострадавшая сторона отказалась от ремонта на СТО. Защитить граждан, ставших виновниками ДТП, от действий таких лиц, как Крейдерман или Вершинин, которые перекупают права требования у потерпевших в ДТП за небольшие суммы, а после взыскивают денежные средства со страховых компаний и виновников ДТП в полном объеме, с учетом расходов на юридические услуги, экспертизы и прочее.

Еще одно коллективное письмо было адресовано министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, главе СКР Александру Бастрыкину и генпрокурору Игорю Краснову. В нем нижегородцы просят проверить деятельность нескольких предпринимателей, компаний и физлиц, которые имели отношение к взысканию средств по цессии, на предмет осуществления мошеннических схем, уклонения от налогов, сговора и не только.

Как обезопасить себя

Третьи лица могут купить право требования возмещения убытков в любой момент до истечения срока исковой давности – 3 года с момента ДТП. Поэтому автоэксперт советует виновнику ДТП обменяться контактами с пострадавшим, на месте оценить – подлежит ли замене тот или иной элемент пострадавшего автомобиля.

«Если автомобилист видит, что причинил явные повреждения и какие-то элементы подлежат замене, то виновник должен знать – рано или поздно к нему придут. Значит, есть умысел договориться с пострадавшим прямо сегодня. Предложить ему некую сумму, которая дополнит выплату страховой. Необходимо составить расписку, что в результате ДТП ущерб пострадавшему компенсирован в полном объеме за исключением денег, положенных по закону об ОСАГО. Важно указывать не сумму, а именно факт, что ущерб компенсирован. Эта фраза гарантирует виновнику ДТП, что с него ничего нельзя будет взыскать», – отметил Кузин.

Ранее «ФедералПресс» писал о том, что на трассе в Пермском крае произошла погоня полиции за автомобилем без госномеров. Водитель отечественной машины пытался скрыться, поэтому полицейские применили огнестрельное оружие, ранив двух человек.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дмитрий Шевалдин, Ксения Кобалия