Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Как незаметно вырубить лес на 1 млрд рублей: чиновники Ленобласти стали фигурантами дела о создании ОПГ

Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
7 МАРТА, 2024

В Ленинградской области расследуется дело о «черных лесорубах». Обвинения и аресты коснулись представителей правительства Ленинградской области, силовиков и предпринимателей. Под видом санитарных рубок лесному фонду нанесен ущерб более чем в 1 млрд рублей. Незаконное уничтожение леса продолжалось пять лет по поддельным актам. Как получилось, что защитники леса от власти вместе с бизнесменами оказались фигурантами дела о создании преступной организации, – в материале «ФедералПресс»

Как чиновники Ленобласти стали фигурантами дела о создании лесного ОПГ

В Ленинградской области лесному фонду причинен ущерб в 1 млрд 83 млн рублей. Под видом санитарных мероприятий было сделано 37 вырубок. В течение пяти лет в комитет по природным ресурсам Ленобласти поступали поддельные акты лесопатологических обследований, говорится в материалах следствия.

16 февраля 2024 года обвиняемым в незаконной рубке леса в особо крупном размере (ч. 3 ст. 260 УК РФ) и создании преступной организации с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ) стал начальник отдела охраны и защиты лесов комитета по природным ресурсам Ленинградской области Вадим Латышев. Сейчас он помещен в СИЗО и пробудет там до 13 апреля.

По данным следствия, Латышев получал поддельные акты лесопатологических обследований (ЛПО) от директора филиала ФБУ «Рослесзащита» – «Центр защиты лесов ЛО» Натальи Мищенковой, которая также обвиняется в незаконной рубке леса в особо крупном размере.

Латышев проверял и согласовывал документы, полученные от Мищенковой.

«После чего, обладая личными связями с неустановленными сотрудниками комитета по природным ресурсам ЛО, ЛОГКУ «Ленобллес» и Северо-Западного лесничества ЛО, способствовал согласованию указанных выше актов лесопатологических обследований и последующему утверждению актов председателем комитета», – говорится в материалах дела.

В преступное сообщество входил выборгский бизнесмен Руслан Дударов, чья фирма ООО «Изобилие» занималась лесозаготовками в регионе. Именно он, по версии правоохранителей, и вовлек Латышева в незаконную деятельность. Также членами группировки являлись глава ООО «Бум Строй» Юрий Малашенко и гендиректор ООО «Технолес» Павел Рощупкин.

Еще ранее, в ноябре 2023 года, также по делу о «черных лесорубах» был задержан глава УМВД России по Выборгскому району Ленобласти Роман Ильин. Полковнику полиции вменяют, что в обмен на влиятельную поддержку с его стороны он ежемесячно получал крупные взятки. Вознаграждение, по оценкам правоохранителей, превысило 8 млн рублей, отмечают в Следственном комитете. Против него возбуждено уголовное дело о получение взятки в особо крупном размере в составе организованной группы (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

Также в релизе правоохранителей отмечается, что под подозрение силовик попал после того, как месяцем ранее за превышение должностных полномочий был арестован начальник отдела экономической полиции Выборга Владимир Катанович. Катанович, по версии следствия, организовал перевозку нелегально заготовленных бревен с помощью местного предпринимателя, расплатившись с ним за услугу частью изъятой древесины на 600 тысяч рублей.

Почему массовые незаконные вырубки никто не замечал пять лет

«ФедералПресс» попытался уточнить у представителей власти Ленобласти, как и почему незаконно в течение пяти лет вырубались леса их коллегами. Однако чиновники переадресовали вопросы правоохранительным органам.

В прокуратуре Ленобласти «ФедералПресс» сообщили, что ведомство не проводит оперативно-розыскную деятельность. В прокуратуре не могли проверить документы на подлинность. Необходимая экспертиза назначается либо судом, либо в рамках процессуальной проверки, либо в рамках уголовного дела. У представителей прокуратуры не было оснований предполагать, что рубки были незаконные.

В наше время большая часть санитарных рубок назначается уже после того, когда основной ущерб лесу уже нанесен, объяснил «ФедералПресс» руководитель проектов системы добровольной лесной сертификации «Лесной эталон» Михаил Карпачевский. К моменту проведения санитарной рубки большая часть поврежденных деревьев в лесу уже погибла. Через пару лет погибшие деревья годятся только на дрова.

Есть два взгляда на проблему. Первый: лес можно и не трогать, а предоставить ему самому решить свои проблемы. Ведь техника уничтожает не только засохшие деревья, но и выжившие деревья, а также подрост, который там был. Потом возникает проблема, что с этим пустым участком делать. Нужно не только лес посадить, но и хорошо ухаживать за посадками, чтобы посаженые деревья смогли выжить, подчеркнул Карпачевский.

Второй взгляд на ту же проблему – это вовремя вырубить лес и получить от него хоть какой-то доход.

«Вот эта система и создает риски. Когда очень хочется срубить, но нельзя, то люди выискивают засохшие деревья и говорят, что надо все срубить. Однако система раннего обнаружения не подразумевает сплошных рубок, она о точечном вмешательстве. Но эта работа требует выстроенной системы и оперативности. У нас такого тонкого планирования почти нет. Сейчас люди либо пытаются заработать на этом деньги, либо, если это уже поздно, лес рубят для галочки», – объяснил Михаил Карпачевский.

Как ведут борьбу с незаконными санитарными вырубками

Выпиливание леса за бюджетные деньги под видом санитарных вырубок было реальной проблемой до 2021 года. После ужесточения законодательства представителей власти обязали публиковать на сайте регионального органа управления лесным хозяйством РФ, документы, касающиеся санитарных вырубок. Теперь любой заинтересованный человек может зайти на сайт и узнать, где могут вырубить лес по санитарным соображениям.

«Это уже шаг к прозрачности. Однако проблема в том, что власти порой делают такой интерфейс, что пользователям трудно как найти сами документы, так и понять, что в них написано. Чтобы это не было имитацией прозрачности, информация должна быть не только доступна, но и удобна для использования, если мы хотим какой-то внешний контроль», – уверен Карпачевский.

После ужесточения законодательства о санитарных рубках акт о лесопатологическом обследовании должны составлять специалисты, работающие в госструктурах, а не просто посторонний человек, имеющий соответствующие корочки. Однако и эта мера не спасет от коррупции, обратил внимание эксперт.

«Нет полной гарантии, что квалифицированный лесопатолог, работающий в госструктуре, не сделает нужного заключения за деньги. Рисков намного меньше, когда заключение мог, по сути, сделать кто угодно. Независимый контроль можно обеспечить, например, в рамках системы добровольной лесной сертификации», – объяснил Карпачевский.

Неравнодушные граждане тоже могут проявить бдительность и проверить обоснованность вырубки.

1. Если вырубка происходит на законных основаниях, то на ее территории, с краю или по периметру, должны быть установлены деляночные столбики. На них отмечены границы, тип вырубки, например, СР – санитарная рубка, место проведения, площадь и так далее.

2. Также можно проверить вырубку, отыскав акты лесопатологических исследований на сайте органа управления субъекта лесным хозяйством РФ.

3. В ситуации с подделанными актами, когда решение о проведение вырубки было легальным, но необоснованным, следует обратиться в прокуратуру. После заявления у надзорного органа появляется основание для проведения проверки.

«Наша правоохранительная система со скрипом, но работает. Проблема и в том, что она работает с опозданием. Ускорить ее могут обращения неравнодушных граждан. Жернова правосудия работают медленно», – заключил эксперт.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева