Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

И снова сухая ночь: чем страшны «наливайки» и как с ними борются на Северо-Западе РФ

Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
14 МАРТА, 2024

В России вступил в силу федеральный закон о запрете так называемых «наливаек» в жилых домах. Новая норма дает регионам право устанавливать время продажи спиртного в многоэтажках и во дворах. Нововведению уже обрадовались жители бесчисленных спальных районов, так как они больше всего страдали от подобных заведений – точнее, от их громких и конфликтных посетителей. Стоит отметить, что «наливайки» – сугубо российское явление, с которым наши граждане живут больше десяти лет. О том, как появились такие злачные места, чем они плохи и как с ними борются в регионах СЗФО, – в материале «ФедералПресс».

Что такое «наливайка»

«Наливайками» в России называют обычные небольшие магазины, в которых в розницу продают алкоголь – в том числе ночью, когда отпуск спиртного в торговых точках запрещен.

Владельцы подобных заведений долго пользовались лазейкой в законе и получали статус кафе, ресторана, бара или закусочной. Поэтому торговать разливным или бутылочным пивом, сидром или медовухой они могли спокойно. Для крепкого алкоголя нужно получать отдельную лицензию, поэтому его на полках «наливаек» можно было встретить реже.

«Наливайки» появились примерно в 2011 году – когда в стране ввели запрет на круглосуточную торговлю алкоголем. Владельцы таких заведений пошли на хитрость, называя их «барами». Там не было ни хорошего алкоголя, ни коктейлей», – замечает петербургский ресторатор, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар.

Почему «наливайки» стали популярны только в России

«Народный фронт» осенью 2023 года провел мониторинг, по результатам которого выяснилось, что больше всего работа «наливаек» беспокоит жителей следующих городов: Архангельска, Северодвинска, Ставрополя, Пятигорска, Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону и Ижевска.

«Наливайки – суперспецифический российский формат. Я поездил по миру, я был в Европе, в Азии, богатых и бедных городах, маленьких и больших. И нигде там я не встречал магазина разливного пива – даже в таких странах, как, например, Чехия, где на окраинах городов стоят те же советские панельки и такие же грустные люди. Но в этих районах нет магазинов разливного пива, там стоят бары», – отмечает автор ютуб-канала Beervaria Никита Бирвария.

По его словам, причина в том, что в России не сложилась массовая барная культура, а люди привыкли пить «дома, на лавочке, в гараже».

«Тут стоит говорить о платежеспособности покупателей. В нашей стране она небольшая. Поэтому популярность «наливаек» идет от бедности – люди хотят где подешевле. А в барах наценка на выпивку большая – из-за дороговизны аренды, поставки продуктов и так далее», – подчеркивает Гарбар.

Чем плохи «наливайки»

Можно описать два типа минусов российских «наливаек» – потребительские и социальные. Начнем с первых. Это...

Непрозрачность системы разлива, из-за которой покупатель не может контролировать температуру кеги с пивом, а также частоту промывания разливной системы – при попустительстве в этом вопросе пиво очень быстро портится.

Обман со стороны продавцов. Покупатель не может точно узнать – дорогое или дешевое пиво ему наливают. Здесь же можно отметить, что контролировать срок годности при помощи маркировок потребитель также не может.

Скудный ассортимент. Довольно часто в подобных заведениях встречается несколько сортов пива, довольно одинаковых на вкус – хоть они и имеют разные названия.

Никита Бирвария отмечает, что довольно часто проблема «наливаек» – плохая подготовка продавцов, которые не знают ассортимента, поэтому не могут посоветовать интересный товар покупателю.

Справедливости ради, стоит сказать и про плюсы так называемых «наливаек». Для небольших пивоварен в регионах такие магазины – отличный и работающий канал сбыта продукции. По сравнению с федеральными магазинами, куда очень тяжело попасть местным производителям – и где существует огромная конкуренция с корпорациями.

Но главная проблема «наливаек» отнюдь не в обманутых потребительских ожиданиях. По всей стране жители регулярно и не один год жаловались на то, что подобные заведения становятся очагом и рассадником активизировавшихся ночью маргиналов. Такие точки, отмечали страдающие от них жильцы ближайших домов, притягивали сомнительную публику, которая, выпивая, становится особенно громкой, жадной до конфликтов. А происходят подобные «поиски истины» рядом с многоквартирными домами. «Наливайки» ведь чаще всего работают в них – на отшибе их не открывают.

О проблеме «наливаек» депутаты и чиновники разного ранга говорят давно и часто, проводя различные ограничения для таких заведений. Например, в 2020 году им запретили работать, если их площадь не превышает 20 кв. м, говорили об этом и крупные политики. Но это, в массе своей, не помогло.

Осенью 2023 года спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале писал, что многие жители российских городов страдают от шума и беспорядка, источниками которого становятся подобные заведения.

«Днем это магазины, а ночью – псевдокафе, которые торгуют алкоголем, обходя нормы закона. После принятия закона у региональных властей будут все полномочия и возможности, чтобы навести порядок в этой сфере», – заметил Володин.

Как в регионах Северо-Запада борются с «наливайками»

В феврале в России приняли закон о запрете «наливаек» в жилых домах. Согласно тексту новой нормы, теперь регионы смогут самостоятельно ограничивать время торговли слабоалкогольными напитками во дворах или на первом этаже многоэтажек. Отмечается, что эти нормы не коснутся кафе или ресторанов.

В регионах Северо-Запада власти по-разному отреагировали на проблему и новые потенциальные полномочия в регулировании проблемного «общепита». Так, губернатор Новгородской области Андрей Никитин заявил, что депутаты думы должны решить проблему с «наливайками» на первых этажах жилых домов.

«В домах этого быть не должно», – сказал губернатор.

Он отметил, что депутаты должны встретиться с избирателями, обсудить проблему и решить ее путем законодательных ограничений.

В Архангельской области «наливайкам» в жилых домах и на прилегающих территориях депутаты планируют запретить продавать алкоголь после 23:00. Над решением проблемы также работают депутаты в Ленинградской, Вологодской и Мурманской областях.

«У нас расплодились в домах такие магазины, а рядом дети, школы. Поэтому выступаем за то, чтобы убрать все эти магазины и «разливайки», которые мозги «прошивают» нашим гражданам», – заявлял депутат Мурманской областной думы Станислав Гонтарь.

В Северной столице тематическая рабочая группа «сформулировала свои предложения в концепцию регионального законопроекта». При этом представители общепита предложили найти механизм, чтобы можно было отличить настоящий общепит от ложного. Например, по наличию зала для гостей. Также предлагается «определить минимальную розничную цену на алкоголь для магазинов с двумя лицензиями».

В Коми запрет «наливаек» ввели еще в 2023 году. Закон республики ограничивает продажу алкоголя в общепите, который работает в многоквартирных домах или на прилегающих к ним территориях «и имеет зал обслуживания посетителей площадью менее 50 кв. м».

«Такого понятия, как «наливайка», в ГОСТах и законах нет. Они регламентируют, что такое кафе, рестораны и так далее. Если подходить формально, исходя из площади и других критериев, то запрет может коснуться камерных ресторанов и небольших баров, которые ведут законную деятельность. Но для них выручка от алкоголя является ключевой», – замечает глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Петербурге и Ленинградской области Александр Марков.

По его словам, на региональных уровнях следует понимать специфику рынка, учитывать местные особенности и слушать мнение представителей отрасли.

«Например, в том же центре Петербурга нет другого варианта, кроме как открыться в жилом доме. Потому что других площадей там просто нет», – подчеркивает Марков.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Виктор Вытольский