Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Инновационный прорыв, расходы и налоги для бизнеса: как будет укрепляться экономический суверенитет после выборов

Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
18 МАРТА, 2024

Несмотря на то что в февральском послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию в целом был задан курс развития экономики страны на несколько лет вперед, все же остались вопросы, касающиеся механизмов выполнения данных планов. Каким образом будет усиливаться национальная экономическая безопасность, какие отрасли станут прорывными в своем инновационном развитии, сколько времени и денег потребуется для достижения поставленных задач – об этом вместе с «ФедералПресс» рассказали известные экономисты.

Устойчивое социальное развитие в сочетании с ростом производства

Директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Принципы и основные векторы программы экономического развития России до 2030 года изложены президентом в рамках послания Федеральному собранию. Вероятно, в ближайшее время правительством будут утверждены сценарии развития экономики или даже будет создана концепция социального развития страны с определением стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики. Красной нитью в послании проходит процесс суверенизации развития России, усиления национальной безопасности за счет развития оборонного комплекса, обеспечения экономической безопасности с основным направлением на фундаментальное увеличение технологического суверенитета за счет инновационных прорывов в капиталоемких и технологических отраслях. Это в первую очередь касается электроники, машиностроения, серийного станкостроения, фармацевтики, энергосистем и других направлений. Необходимо значительно усилить продовольственную безопасность путем роста локализации производства сельскохозяйственной продукции.

Страна фактически уже вступила в ряд долгосрочных и высокозатратных реформ. Во-первых, происходит частичная смена экономической парадигмы, связанная с переходом с преобладающего внешнего спроса на сырьевые товары к предложению высококонкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью и степенью переработки. Во-вторых, началась структурная перестройка экономики, выраженная в переносе труда и капитала из низкоэффективных в эффективные с точки зрения роста экономики и благосостояния населения видов экономической деятельности. Также начат процесс комплексного импортозамещения продукции, в больших объемах ранее зависимой от западных технологий, поставок сырья, материалов и комплектующих.

Как показывает экономическая история, реализация подобных программ требует высоких инвестиционных и модернизационных затрат и носит долгосрочный характер. Чтобы реализовать эти реформы, для такой огромной страны, как Россия, может понадобиться не менее 4–6 лет.

Результатом работы по всем указанным направлениям должен стать рост экономики, и не просто рост ВВП страны, а переход на устойчивое социальное развитие в сочетании с увеличением производства товаров и услуг и, главное, на повышение текущего уровня благосостояния населения, снижение уровней бедности, дифференциации доходов населения и улучшение качества их жизни, а также создание экономической базы для будущих поколений. Учитывая, что главным бенефициаром роста экономики в России является население, естественно, большая часть поставленных задач связана с улучшением и повышением финансирования социальных программ и, главное, решением демографических проблем при поступательном росте доходов населения и, соответственно, уровня потребления домохозяйств.

Значительным фактором роста ВВП России в ближайшую перспективу является рост вложений в человеческий капитал, здравоохранение, образование, науку и получение населением культурного, странового и мирового опыта. Если прогнозировать среднегодовые темпы роста ВВП до 2030 года, то, по моему мнению, с учетом неминуемого, к сожалению, в ближайшие 10–15 лет сокращения численности населения и в первую очередь численности занятых в возрасте 25–37 лет, которые являются самыми инновационными и производительными людьми, нам вряд ли удастся достичь темпов роста, сопоставимых с китайскими (6–10 %), учитывая сокращение занятости и старение населения. Ведь экономику создают люди. Стоит заметить, что ВВП – это виртуальный показатель с массой недостатков. Если мы достигнем в период экономических реформ среднегодового темпа роста 2,3–2,6 %, усилив социальную направленность инвестиционных вложений, которые, как правило, имеют низкий мультипликативный эффект на рост ВВП, проведем технологические перестройки и создадим новые эффективные институты развития, обеспечив рост доходов и занятости населения, таких темпов будет вполне достаточно.

Оптимизация бизнеса на всех уровнях

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин:

В ближайшие 6 лет одним из определяющих факторов роста российской экономики будет процесс оптимизации бизнеса на всех его уровнях – от добычи сырья, производства продукции, в том числе высокотехнологичной, до ее поставок в регионы и дружественные страны.

Для этого нам нужно продолжать более активно привлекать и обучать кадры для таких наукоемких отраслей экономики, как ИТ, биомедицина, для новых инженерных дисциплин, производства химических веществ, новых материалов для ТЭК, транспортной, строительной отраслей. Стоит учитывать, что из-за наложенных на РФ санкций многие из стратегических направлений придется восполнять собственными силами и за счет внутренних ресурсов.

Важную роль будет играть законотворческая деятельность – нам нужно проработать, в частности, новые механизмы поддержки МСП, высокотехнологичных компаний, исследовательских проектов, а также способы привлечения крупных инвесторов. Здесь важно будет сделать привлекательными вложения частных средств в создание современной инфраструктуры, причем не только в крупных мегаполисах, но и в отдаленных регионах.

В приоритетах усиливать международное торгово-экономическое сотрудничество РФ с дружественными странами, в частности в рамках таких организаций, как БРИКС, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН и другие. В этой связи при ТПП РФ этими вопросами занимаются специалисты 76 деловых советов, представительств Палаты по всей России и региональных палат, многие из которых успешно ведут самостоятельную внешнеэкономическую деятельность с регионами разных стран.

Отдельно следует развивать новые сферы услуг, в том числе цифровые, и с применением искусственного интеллекта.

Модификация системы налогообложения

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая:

В послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию были обозначены основные направления развития до 2030 года. Среди них можно отметить ЖКХ и инфраструктуру, поддержку семей, образование, региональное развитие, промышленность, технологии. Можно ожидать, что усилия будут направлены на поддержку роста внутреннего производства, потребления и развития технологий.

По различным оценкам, стоимость дополнительных расходов может составить 8–12 трлн рублей за 6 лет. Для их финансирования, в частности, было предложено рассмотреть подходы к модификации системы налогообложения, переход к «более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы» и снижению нагрузки на менее обеспеченные семьи. Это может означать шаг к повышению налоговой нагрузки как на бизнес (с вероятными льготами для инвестиций), так и на более обеспеченные слои населения (более выраженная прогрессивная шкала НДФЛ).

Одним из ключевых условий выполнения этих проектов является их финансирование. Его источниками могут быть повышение налогов, сокращение части других расходов, увеличение госдолга, расходование средств ФНБ.

ФНБ активно использовался для финансирования дефицита и госинвестиций в 2022–2023 годах. По итогам прошлого года ликвидная часть ФНБ уже сократилась до 3,3 % ВВП (а на начало 2022 года составляла 7,3 %). С такими темпами можно предположить, что ликвидная часть ФНБ может через 1–2 года закончиться. Хотя госдолг России по отношению к ВВП пока является одним из самых низких в мире (менее 20 %), его быстрое наращивание может привести к тому, что процентные ставки в экономике будут оставаться высокими надолго. Это может оказывать тормозящее влияние на развитие частного сектора экономики. Повышение налогов на бизнес действует обычно в том же направлении, хотя прогрессивная шкала подоходного налога, особенно если она сочетается со снижением налоговой нагрузки на наименее обеспеченных (пока в явном виде среди обсуждаемых вариантов, встречающихся в СМИ, это не звучит, говорят лишь о различных налоговых вычетах), теоретически может содействовать повышению потребительского спроса. То есть наименее обеспеченные слои населения обычно направляют большую часть дополнительных доходов на потребление, в то время как более обеспеченные слои населения стремятся больше сберегать.

МСП, фондовый рынок и криптовалюты

Руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин:

Сложно давать прогнозы по экономическому развитию в условиях высокой турбулентности, когда политические факторы оказывают сильное влияние на макроэкономические показатели России. Все же смею предположить, что будет сохраняться вектор на трансформацию экономики в сторону технологического суверенитета с упором на производственную часть. При этом большим потенциалом для роста будет обладать малый и средний бизнес как наиболее мобильная сфера, где производственные площадки разворачиваются легко и быстро. Для этого в России имеются доступные энергетические ресурсы, минимальные административные барьеры и четкие запросы со стороны потребителей продукции.

В свете растущего спроса на отечественный софт и лицензионные продукты особое внимание будет уделено IT-сфере и информационным технологиям.

Что касается курса валюты, если мы не увидим каки-либо серьезных политических изменений, думаю, что волатильность рубля будет варьироваться в диапазоне от 91 до 97–98, возможно, до 100, и будет зависеть от различных факторов – цены на нефть, ключевой ставки и прочих. Смягчающим фактором в условиях скачка будут защитные механизмы для быстрой стабилизации ситуации. Есть корреляция курса рубля к доллару и евро и ключевой ставке. С одной стороны, есть понятный вектор на снижение ключевой ставки, для того чтобы сделать кредиты более доступными, что способствует развитию экономики. С другой стороны, снижение ключевой ставки может отыгрывать в сторону ослабления рубля. Соответственно, важно будет сохранить этот баланс.

Также в ближайшие годы в стране будет увеличиваться доля малого и среднего предпринимательства в ВВП. Сейчас эта ниша является одной из самых динамично развивающихся в условиях трансформации. И в горизонте до 2030 года мы увидим 10 и более процентов. Этот вектор задан. Во многом быстрому и эффективному развитию МСП будет способствовать проработка налоговых режимов для более комфортного и сбалансированного перехода от малого к среднему бизнесу – соответствующие поручения дал Владимир Путин.

Кроме того, будет развиваться IPO. Фондовый рынок будет ориентирован на технологические и производственные компании. Будет развиваться сфера облигационных займов как промежуточный этап к IPO – они станут хорошей альтернативой банковским кредитам.

Во внешнеэкономической деятельности будет ориентир на страны Африки, Ближнего Востока и Индию – именно они станут зоной интереса России с точки зрения открытия филиалов и сбыта продукции на фоне роста производственной активности внутри нашей страны.

Будут увеличиваться закупки валюты с акцентом на дружественные страны – прежде всего Китая. Возрастет доля юаня в золотовалютных резервах России.

Будут развиваться финансовые инструменты, уменьшающие зависимость от доллара-евро, а также альтернативные платежные системы. Активное развитие ждет и сферу криптовалют. Будут восполнены пробелы в законодательстве, чтобы криптовалюты и электронный рубль могли использоваться в качестве платежей в рамках внешнеэкономической деятельности.

О том, как будет развиваться экономика России в ближайшем будущем, читайте в материале «ФедералПресс», подготовленном по итогам послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева