Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Государева дорога: что ждет некогда главную трассу страны М-10 в конкуренции с платной М-11

Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
19 МАРТА, 2024

После запуска платной трассы М-11 «Нева» между Москвой и Петербургом ее авторитетная предшественница М-10 будто бы ушла в тень. Новости о первой автомобильной дороге между двумя столицами появляются в медиа почти исключительно в разделе ДТП, а про ее модернизацию и развитие большие чиновники говорят мало. Хотя даже при более скоростном конкуренте у бесплатной магистрали меж двумя столицами есть большой потенциал – и его раскрытие поможет развитию находящихся рядом городов и населенных пунктов. Подробнее о том, чем живет М-10 и как может измениться ее роль – в материале «ФедералПресс».

Деградирует ли М-10 после запуска платного дублера

В начале марта на заседании с участием заместителя министра транспорта РФ губернатор Новгородской области Андрей Никитин заявил, что видна тенденция к деградации трассы М-10 «Россия».

«Думаю, все согласятся, что лучше регулярно поддерживать ее в оптимальном состоянии, чем потом капитально ремонтировать. Все ваши усилия мы готовы поддержать, оказать любую помощь с нашей стороны. Ведь М-10 называют государевой дорогой», – сказал глава региона представителю ФКУ «Упрдор».

О начале запустения М-10 автомобилисты начали говорить чуть ли не сразу с открытием платного дублера трассы – М-11 «Нева». Хотя оператор некоторых участков бесплатной дороги ФКУ «Центравтомагистраль» с этим не соглашается.

«Автомобильная дорога соответствует нормативным требованиям и требованиям безопасности дорожного движения. Является основной транспортной артерией, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, входит в состав европейского маршрута», – рассказали «ФедералПресс» в ФКУ.

В случае с М-10 имеет место недофинансирование содержания дороги, говорит научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Однако, подчеркивает он, эта проблема характерна почти для всех магистралей страны – в том числе и для скоростных.

«Нормативы финансирования у нас установлены еще в 2017 году – и с тех пор их не переутверждали. По уму их надо менять в соответствии с конъюнктурой цен на материалы, технику, оборудование и прочее», – отмечает Михаил Блинкин.

При этом после запуска и развития М-11 трафик по бесплатной М-10 снизился, замечает член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Александр Холодов.

«Но «платка» – не единственная причина. Повлияло и снижение трафика из-за закрытия границ в пандемию, когда, например, поездки из Москвы в Хельсинки стали невозможны», – говорит Холодов.

Убьет ли М-11 бесплатную трассу М-10

Трасса М-11 не может перетянуть на себя значительный поток с М-10, так как является платной, считает научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«Надо понимать, что на новой «ленинградке» очень небезобидный уровень тарифов. Не для всех эта плата соразмерна необходимости проехать по более быстрой дороге», – подчеркивает Блинкин.

Он рассказывает, что он совместно с коллегами в институте проводил исследование с функциональными моделями, которое показывает, какое число автовладельцев выбирает платные трассы. По словам Блинкина, для этого у них должен быть объем дохода выше среднего. Так потребитель сможет ставить свой комфорт на первое место.

«Оснований считать, что 80 % автомобилистов пересядут на платную дорогу, нет», – говорит Блинкин.

«Что касается грузовых перевозок, то тут все просто – если плата за проезд по М-11 заложена в смету, то шофер поедет. Если нет, то воспользуется бесплатной дорогой. Никаких тенденций к тому, что одна дорога заполняется, а вторая пустеет, нет. Мы видим соразмерное распределение трафика, сообразно эластичности спроса к тарифу», – комментирует Блинкин.

Михаил Блинкин замечает, что М-10 чаще всего используют для поездки по небольшим отрезкам трассы – например, между населенными пунктами в пределах одного региона.

«А уровень автомобилизации у нас в стране такой, что невостребованных дорог здесь быть просто не может», – говорит Михаил Блинкин.

Если тариф на М-11 не будет повышаться, то со временем все больше автомобилистов будут пользоваться ей, подчеркивает Александр Холодов.

«Однако не стоит бояться, что желающие проехать бесплатно станут небольшой группой. У нас в стране такой менталитет, что мы не любим платить за то, за что раньше не приходилось», – замечает Александр Холодов.

Как ремонтируют М-10

После запуска М-11 автомобилисты жаловались на плохое качество асфальта, в следующие года – на сокращение полос. Однако последние неудобства были обусловлены как раз ремонтом. Так в 2022 году «Автодор» начал расширение полос М-10 в Новгородской области до четырех. Также был проведен капремонт нескольких километров дорог в сторону Ямской слободы. На участке:

Вдоль дороги оборудовали металлическое барьерное ограждение, лестничные своды и светофоры. В нескольких небольших населенных пунктах привели в порядок пешеходные дорожки и освещение, установили новые автобусные остановки.

«На М-10 в Новгородской области до 2030 года планируется построить семь надземных пешеходных переходов. Проекты уже готовы и получили одобрение Главгосэкспертизы. Два объекта планируем начать возводить в 2022 году – это км 390 и км 407», – отмечают в «Автодоре».

В Новгородской области продолжат ремонтировать мост через Малый Волховец на подъезде к Великому Новгороду. Работы завершат во втором квартале 2024 года.

До 2022 года расширили участок М-10 от 271 до 292 км под Вышним Волочком. В планах до 2030 года расширение четырех участков в Тверской области и трех участков в Новгородской области, где в 2023 году завершили капремонт участка от 402 до 418 км. Также в регионе отремонтировали участки со 108-го по 362-й км. На участке дороги с 211-го по 219-й км:

Также в 2023 году на «государевой дороге» запустили движение по новой развязке в Ям-Ижоре. Там – пересечение нескольких направлений: дороги на Пушкин и Федоровское, а также подъезд к Колпину через поселок Тельмана. На этом участке фиксируется довольно высокий трафик – еще в 2020 году он превышал 50 тыс. машин в сутки. И продолжал расти.

В Ленобласти асфальт на М-10 обновили с 626-го по 637-й километр от Рябово до Ушаков.

Какой М-10 может стать в будущем

М-10 должна стать «хорошей региональной дорогой», замечает транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов.

«Если мечтать, то нужно градостроительно объединять деревни и поселки в малые агломерации. Нужно объединять малые города, которые способны генерировать между собой поток – с учетом того, что дорога в значительной мере освобождается от грузового и транзитного трафика. Это позволит улучшить в таких населенных пунктах уровень жизни – например, создать новые рабочие места, наладить сообщение общественного транспорта. В общем, идею построить там локальные замкнутые транспортные системы вполне можно реализовать – главное, наполнить пространство реальными точками притяжения», – подчеркивает Вергазов.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова